Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

слово на праздник Изнесения Древ Креста и мучч. Маккавейских

дело было 1 авг. ст. ст. = 14 авг.
про мученичество и прочий антигуманизм

Слово на праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и мучеников Маккавейских
1/14.08.2002
Праздник в честь Маккавейских мучеников — самая древняя часть сегодняшнего праздника. Это «мученики прежде мучеников». Смысл их подвига: они прообразовали собою крестную жертву Христа. Поэтому неслучайно с празднованием в их честь соединился праздник в честь Креста Господня. Все грехи очищаются только через мученичество — явное или неявное, внутреннее. К нашей Церкви это относится непосредственно, потому что сегодня возобновился судебный процесс над нашим Митрополитом, и те страдания, которые он принимает, должны послужить к очищению не только его личному, но и всей Церкви. Мы тоже должны участвовать в этих страданиях хотя бы молитвенно. Если мы будем хранить Православие, то Господь будет поборать за нас; но если мы будем, внутренне или внешне, отступать от Православия, то Господь не помилует нашей Церкви, потому что «обуявшая соль» никому не нужна.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем как бы двойной праздник, но на самом деле этот праздник один. Мы совершаем праздник святых мучеников Маккавейских и совершаем один из праздников в честь Креста Господня и даже еще один праздник — в честь Всемилостивого Спаса, почему сегодняшний праздник в народе называется «Первый Спас». «Второй Спас» будет на Преображение, и Третий — на праздник Нерукотворного Образа, все тоже в этом месяце августе.
Празднование Маккавейских мучеников — это самая древняя и самая главная часть сегодняшнего праздника. Происхождение ее теряется в глубине веков, и вполне возможно, что это еще дохристианское празднование, которое было продолжено и христианской Церковью. Маккавейские мученики пострадали в 160-е годы до Рождества Христова, и поэтому справедливо в богослужении сегодняшнего дня их называют «мучениками прежде мучеников», потому что мы привыкли мучениками называть мучеников христианских, но были мученики и дохристианские — и не только пророки, которые все были замучены, а вот, были и другие, из которых самыми известными являются сегодняшние мученики Маккавейские. Почему они называются Маккавейскими? Только потому, что библейские книги, в которых о них написано, называются Маккавейскими. В этих книгах говорится об эпохе войн, в которых Израиль возглавляло семейство Маккавеев. Но сами мученики не имели к этому семейству никакого отношения. Это были просто благочестивые иудеи, которые в эпоху всеобщего отступления иудеев в язычество, которое было навязано царем Антиохом, представителем династии, наследовавшей Александру Македонскому, язычником. Почти все иудеи в разной степени принимали навязанное Антиохом язычество и тем самым отпадали от Истинной Церкви, которой в то время была Церковь ветхозаветная. И только небольшая часть иудеев сохранялась в вере, и именно они начали войну, в которой в конце концов победили и отстояли свое право исповедовать Закон Моисеев. Но они победили не только военными действиями, а прежде всего тем, чем впоследствии будут побеждать христиане, — победили мученичеством. И эти мученики, память которых сегодня, не воевали, а просто отказались отступить от Божественных отеческих преданий и прямо на глазах у своей матери были, как повествует Библия, в течение недели — каждый в один из дней, а всего их было семь человек, — умерщвлены. Также был умерщвлен их учитель старец Елеазар, который наставлял их в благочестии.
Особенно важное объяснение их страданий содержится во II Книге Маккавейской, которая входит и в славянскую Библию, а еще более точно разъясняется это в IV Книге Маккавейской, которая была написана уже где-то в I веке по Рождестве Христовом, по крайней мере, где-то около того времени, когда Господь пришел на землю во плоти, но к сожалению, эта книга не входит в славянскую Библию, но зато входит в греческую Библию, Септуагинту. Там говорится, что эти мученики стали «вместодушием» (буквально такое слово употреблено, неологизм) — т.е. свою душу вместо других душ предложили — за народ, т.е. ради искупления грехов народа. Т.е. эти мученики в своем подвиге предвосхитили то, что впоследствии должен совершить Мессия, что совершит Христос, — они отдали мученически свои жизни, пролили свою кровь во очищение грехов народа. И вот это особенно важно, что они пролили свою кровь. Потому что именно с них начинается очищение человеческой кровью — то, которое станет основой всего христианства, когда это совершит Господь Иисус Христос. В Ветхом Завете тоже было очищение кровью. Но очищение грехов кровью, которое было в Ветхом Завете, было несовершенным и поэтому, как объясняет апостол Павел в Послании к евреям, не давало совершенного освобождения; это было очищение кровью животных и особенно кровью козла в единственный праздник, который раз в году совершался и назывался «День Очищения», по-еврейски «Йом Киппур». В этот день первосвященник единственный раз в году входил во Святое Святых Храма и спрыскивал Ковчег Завета кровью закланного животного, козла, и тем самым эта кровь символически очищала грехи — но именно символически, потому что реально полного очищения грехов она не могла дать.
А Маккавеи пролили свою кровь, как потом прольет Господь на кресте, чтобы дать очищение грехов. И поэтому неслучайно с этим древним празднованием в честь них 1 августа по старому стилю (с IV века оно прослеживается, а о более раннем периоде просто нет документов; т.е. с самого раннего времени прослеживается у всех христиан во всем мире) в византийскую эпоху связался еще и особый праздник Креста. Потому что на Кресте окончательно совершилось то, что было прообразовано в мученическом подвиге Маккавеев: пролилась кровь, которая уже окончательно очистила все грехи людские. И от нас требуется теперь только приобщиться к этой крови и участвовать в жизни Христовой, чтобы спасение и окончательное прощение грехов, данное Христом, касалось уже каждого из нас. Поэтому установление в этот день праздника Креста — это, можно сказать, не что иное, как просто разъяснение смысла праздника в честь Маккавеев уже в то время, когда, в Византии IX века, перестали понимать его смысл.
Ну, а мы также должны понимать, что это день, когда Церковь особенно напоминает нам о том, что все грехи очищаются только мученической кровью. Сначала — мучеников Маккавейских, как предобразовавших Христа, потом — кровью Христовой, и потом — кровью всех христианских мучеников, и видимых, и неявных, т.е. всех остальных, кто достиг спасения, хотя явным образом и не принял мученической кончины, — кровью, которую все они дали, чтобы получить Дух. То же самое происходило во все века, которые прошли после распятия Христова, и то же самое происходит сейчас, и то же самое, конечно же, будет происходить до тех пор, пока не кончится история, пока на земле будет воинствующая Церковь.
И к нашей Церкви это тоже всецело относится. Потому что как раз сегодня — тоже знаменательно, что именно в этот день — продолжился процесс над нашим Митрополитом, которого по сфабрикованным ложным обвинениям пытаются посадить в тюрьму или, по крайней мере, подействовать на его весьма и весьма расшатанное здоровье. И поэтому секретарь нашего прихода сейчас тоже находится в Суздале. И конечно, эти страдания, которые принимает на себя сейчас, прямо даже в данный момент, наш Митрополит, должны содействовать очищению не только личному того, кто принимает эти страдания, но и всей нашей Церкви. Иначе и не может быть, когда страдающим оказывается Первоиерарх Церкви. И конечно, это обязывает и нас участвовать в этом подвиге хотя бы молитвенно. Потому что мы молитвенно всегда должны быть со Христом и всегда участвовать в Христовых страданиях и в страданиях тех, кто принимает свои страдания за то, что следует за Христом. Тем более, что мы знаем, что жизнь всякой общины нашей Церкви, в том числе и нашего прихода, зависит, конечно, от того, как вообще будут развиваться наши церковные дела.
А главное, в чем состоит эта зависимость, я хочу напомнить, это в том, что если мы будем держаться того, ради чего мы не соединяемся со всякими еретическими церквами, т.е. если мы будем держаться истинного Православия, то тогда Господь нас и утвердит, и выведет нашу Церковь из самых необычных и самых тяжелых ситуаций. Может быть, она будет и небольшой количественно, и не очень богатой, но она будет такой, что в ней можно будет спасаться. И если гонения будут продолжаться и усиливаться, то она будет только украшаться мучениками, как это уже и произошло в нашем городе с первым настоятелем этого храма. А если мы будем отступать от Православия, если мы будем, хотя бы даже внутренне, предаваться какой-то просто разнеженной ленивой жизни, жить какими-то своими мирскими, семейными интересами, развлечениями, а только время от времени ходить в церковь; или, уж не дай Бог, если мы вообще будем уклоняться от Православия в какие-нибудь лжеучения, — тогда, конечно, Господь не помилует нашей Церкви, и правильно сделает, потому что «обуявшая соль» ни к чему не нужна, только от нее больше соблазна, и надо ее выкинуть, чтобы никто не думал, что соль, которая уже утратила свою силу, все еще является солью. И поэтому, конечно, на самом деле успех нашей Церкви на земле зависит только от одного — от того, насколько она будет искать успеха на небе. Потому что если она его будет искать на небе, то тогда на земле на нее будет распространяться обетование Божие о том, что врата ада не одолеют Истинной Церкви. Если же наша Церковь будет уклоняться куда бы то ни было, хоть налево, хоть направо, то Господь ее не пощадит, — подобно тому, как дореволюционая Церковь была наказана, и от нее осталась лишь небольшая часть, потому что бОльшая ее часть, которая просто была уничтожена в советское время, тем или иным образом уклонялась от чистоты православной веры. Надо нам стремиться к тому, чтобы по крайней мере сейчас с нами такого уже не происходило, чтобы мы научились на примере дореволюционной Церкви, от которой мы происходим, и чтобы мы действительно преемствовали тому в дореволюционной Церкви, что в ней было истинного и ради чего мы, собственно, и существуем.
Господь да укрепит нас и да очистит кровью всех мучеников, начиная от Маккавеев и даже еще раньше от пророков, и кончая Новомучениками и теми, которые принимают страдания в наше время, а также теми, которые еще прольют свою кровь в будущем, за время до Второго пришествия Христова. Аминь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments