Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

в традициях Феофана Затворника

symeon публикует важное исправление к переводу Макария Египетского, сделанному А. Г. Дунаевым.

речь идет об одном из тех мест, где ясно сказано о нетварности духовных даров, -- в данном случае, посредством отрицания их тварности. в своем старом переводе Феофан Затворник это место сознательно переврал: вместо нетварности написал о невещественности. это было связано с тем, что Феофан Затворник верил в многочисленные тварные светы, о чем подробно написал в опубликованном им самим письме (на это письмо совершенно пиетистского содержания обратил внимание еще Флоровский в "Путях", но лучше прочитать полный текст -- чтобы никаких сомнений на счет Феофана и того, что у него было в голове, не оставалось). в данном случае Феофан действовал по своему обычному принципу перевода святых отцов (он описывал его в одном из писем): где-то что-то и изменить, а инде и прибавить. -- а то, понимашь, эти святые отцы иной раз писали совершенно что попало, не думая о духовной пользе читателей, как всегда думал о ней Феофан. концепция православия у Феофана Затворника была "авторской": протестантский пиетизм Арндта с привнесением внешних правил восточного монашества.

поэтому, читая Феофана, надо понимать, что все святоотеческие тексты, которые не вписываются в псевдоправославные рамки "Катехизиса" Филарета Дроздова и "Догматического богословия" Макария Булгакова, будут у него либо вырезаны, часто без указания пропуска, либо перевраны, как в данном случае.

принципы перевода у А.Г. Дунаева другие: он не может себе позволить сознательно переврать буквальный смысл текста. но он добивается сохранения смысла перевода Феофана внесением в квадратных скобках "поясняющего" (т.е. извращающего смысл) слова от себя.

антипаламизм рулит. актуальность Феофана Затворника для русского антипаламизма никуда не девается. уместно напомнить классическую (жаль, до сих пор не переизданную и не помещенную в интернет) статью:

иером. АНТОНИЙ (БУЛАТОВИЧ), Корни Имяборчества. (Феофан Затворник и его ложные переводы) // Имяславие. Богословские материалы к догматическому спору об Имени Божием по документам имяславцев (СПб.: Исповедник, 1914) 65-81.

--------------
PS. Всё указанное не должно вести к отрицанию большого культурного и/или научного вклада русских антипаламитов. так, Феофан Затворник, фактически, создал русский язык в области аскетической письменности (до него был только славянский), Макарий Булгаков был великим церковным историком (столь же прекрасным, сколь плохим он был догматистом), А. Г. Дунаев все равно остается лучшим и главным из наших переводчиков святых отцов, а его книжка про Макария содержит, на мой взгляд, совершенно правильное отождествление автора Corpus Macarianum с Симеоном Месопотамским (скоро должно выйти 2-е издание, где будет моя рецензия на первое изд.; там я подробнее пишу, почему я согласен с этим выводом Дунаева).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments