Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Грааль: продолжение тезисов

8. Reichseschatologie и последняя агиографическая редакция легенд о Граале

Прежде всего, нужно попытаться представить себе ту редакцию наших легенд, которая непосредственно предшествовала их переработке в светские произведения, -- т.е. их последнюю агиографическую редакцию.

поскольку даже в сохранившихся редакциях легенд о Граале много эсхатологических намеков, то естественно начать именно с них. в литературных (не агиографических) редакциях легенд о Граале собственно эсхатологических концепций нет, а эсхатологические мотивы есть, и в огромном количестве. открытие Грааля -- это обязательно конец, хотя непонятно, чего именно: в разных вариантах дошедших легенд он разный.

но примем во внимание, что наши "большие" тексты о Граале перестали нести государственную идеологию Гвинедда и/или других государств бриттов. но Reichseschatologie Гвинедда нам, в общих чертах, известна (через англо-норманские источники): второе пришествие короля Артура. -- англосаксы и норманны, разумеется, не могли заимствовать в свои рыцарские романы этот компонент легенд цикла Грааля, т.к. являющийся во своем втором пришествии Артур должен был как раз именно их и уничтожить. поэтому такие элементы легенд о Граале мы должны искать не в "больших", а в "малых" источниках.

также известно (благодаря трудам историков идеологии и литературы бриттов), что легенда о втором пришествии Артура возникла на месте более ранней легенды о втором пришествии короля Гвинедда Кадваладира сына Кадваллона (ум. 682) или его отца Кадваллона (убитого в 634 году, после года владения Йорком, отбитым у англосаксов). в валлийских источниках (главным из которых являются стихи, включенные в Книгу Талиесина) говорится и о их (т.е. одного из них) повторном пришествии, и о почитании их во святых (разумеется, только среди бриттов). некоторые из этих валлийских текстов датируются -- и как раз 10 веком (а другие не датируются).

наоборот, у Беды Кадваллон изображается как бич Божий и вселенское зло, но даже среди англосаксов сохранилась поэма о втором пришествии Кадваладира.

эта Reichseschatologie в точности соответствует современной ей Reichseschatologie Константинополя эпохи Ираклия и даже эксплицитно на нее ссылается: упомянутая древнеанглийская поэма посвящена, вообще говоря, перенесению Рима в Англию. в Книге Талиесина есть поэма об Александре Македонском, где Александр именно такая фигура Reichseschatologie, какой он стал только в эпоху Ираклия.

наконец, Константинополь эксплицитно присутствует даже в "больших" источниках о Граале: Передур совершает значительную часть своих подвигов (14 лет) на службе королеве Константинополя.

параллельно мы видим, что и в Шотландии (среди пиктов), а отчасти и в Ирландии -- мощное влияние агиографических традиций К.поля именно 7 века.

поражения, за которые должен будет отомстить (и результаты которых должен будет компенсировать) Кадваллон/Кадвалладир во своем втором пришествии, -- это гибель ок. 580 г. в битве с англосаксами Передура, последнего фактического (если не считать краткого "правления" его малолетнего сына) короля Йорка. в 633 году Кадваллон на год отвоевал Йорк у англосаксов, чем, очевидно, и подал заявку на свое второе пришествие в качестве окончательного освободителя бриттских государств.

итак, последняя агиографическая редакция легенд о Граале, -- это Reichseschatologie Гвинедда: второе пришествие Кадваллона (или Кадваладира), святого царя, имеющего сокрушить англосаксов и освободить Йорк.

8. понятие "базовых" агиографических легенд о Граале

но подобные легенды сами должны иметь основу в легендах "базовых" -- т.е. восходящих к эпохе самого Передура и более ранних, т.е. к легендам об установлении христианского царства в бриттском государстве со столицей в Йорке -- Эбрауке (Эбораике).

очевидно, что эти легенды -- не позднее 6 века.
очевидно также, что они и не ранее 6 века: прежде этого времени едва ли можно говорить о христианизации каких-либо бриттских государств (а не просто о наличии в этих государствах отдельных христиан или христианских общин).

идеология христианского государства бриттов должна обязательно датироваться 6 веком, но тут будут иметь значения отдельные десятилетия.

именно эта идеология строится на тех реликвиях, о которых повествуют легенды о Граале.

последняя агиографическая редакция легенд о Граале устанавливает, что будет со святынями этого государства в рамках Reichseschatologie. но для этого такая редакция должна была опираться на базовые легенды о самих этих святынях.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments