Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

Грааль -- еще одно продолжение тезисов

к определению Sitz im Leben.
9. отражение культа реликвий в памятниках агиографии

памятники агиографии не являются музейными описями. поэтому там описывается не что где хранится, а какой культ где и как отправляется (это называется агиографическими координатами -- места и времени). также там обязательно содержится зашифрованная (более или менее) "подпись" эпохи установления культа (это ссылка на абсолютную хронологию, которая не может быть прямо воспроизведена в символическом мире эпической агиографии).

таковы суть три пункта, на которые должен найти ответ любой полноценный анализ агиографического материала.

10. агиографическая координата места: Йорк

относительно агиографической координаты места мы уже пришли к главному выводу -- речь идет о Йорке (столице Передура и Кадваллона, видимо, считавшемся столицей, хотя и временно потерянной, даже для Гвинедда). едва ли наш материал способен дать более точную локализацию.

11. агиографические координаты времени

относительно агиографической координаты времени тексты "больших" легенд эксплицитны и точны: действие крутится вокруг Пятидесятницы или, точнее, Страстной Пятницы, Пасхи и Пятидесятницы. это достаточно типичные агиографические координаты для обращения государств. детально символика литургических дат в наших легендах нуждается в подробном изучении, но мы тут отметим лишь их традиционность для византийской агиографии 6-7 веков.

эта традиционность была задана смертью Константина Великого на 50цу 337 года (22 мая), а в интересующую нас эпоху (6-7 в.) была продолжена, напр., в агиографическом романе об обращении Макурии -- "Варлааме и Иоасафе" (о немже моя большая статья ин пресс).

12. внутренняя (зашифрованная) абсолютная хронология легенды

в начале Quest del Saint Graal открывается надпись на "опасном престоле", из которой выясняется, что от Иосифа Аримафейского до настоящего времени прошло 453 года. (тут есть проблема, т.к. дальше в тексте вместо этой цифры появляется 353: думаю, что верно только первое число, т.к. оно кратно 3 (151 х 3 = 453), а хранителей престола было тоже трое; впрочем, нужно еще исследовать).

легенда указывает, будто считать надо от Распятия Христа. любая доступная средневековым хронистам дата этого события улеглась бы в интервале от 20 до 40 г. по РХ, что привело бы к дате начала Quest еще в 5 веке -- что ни с какой историей не соотносилось бы.
но подобные расчеты дат были бы хороши применительно к хроникам, а у нас тут агиографическая легенда. поэтому надо смотреть, что у нас с Распятием Христа в ее внутренней хронологии.

а внутренняя хронология тут вписана в сюжет Vindicta Salvatoris. на одну эпоху (названную по правлению императора Веспасиана) "телескопированы" заключение Иосифа в темницу при Понтии Пилате, его освобождение в результате Иудейской войны и разрушения Иерусалима и -- главное! -- его отбытие на Британские острова.

это означает, что началом отсчета тут может быть какая-то дата ок. 70 года по Р.Х. или даже более поздняя. к сожалению, на основании "больших" текстов о Граале ничего точнее сказать нельзя. ясно только, что абсолютная хронология отсылала нас куда-то к 6 веку (не ранее 520-х годов). с исторической т.зр., это вполне разумный результат, хотя все еще слишком размытый.

12. уточнение абсолютной хронологии

в поисках уточнений нам необходимо обращаться к нашим "малым" источникам. в данном случае, нашей задачей будет найти не какие-либо исторические даты, а данные агиографической легенды относительно обращения государства бриттов в христианство. какая-то из этих легенд и будет способна нам дать ту дату, к которой подразумевается прибавление 453 лет в легендах о Граале.

легенды относительно обращения государства бриттов при царе Лукии дошли у троих хронистов: Вильгельма Монмутского, Беды и Ненния. только они являются нашими источниками относительно времени правления этого Лукия. у всех авторов дата крещения бриттов в середине 2 века не увязывается с точными датами понтификата соответствующего папы -- Елевферия.

НО: у Ненния lectio difficilior: имя папы в 1 ркп. не Елевферий, а Еварист. это дает нам (в зависимости от того, как могло датироваться правление Евариста) интервал с 97 по 107 г. (современная датировка -- 100--107).

если принять за начало отсчета дату ок. 100 г., то прибавлением 453 лет мы приходим к 550-м годам. в Йорке в это время правил отец Передура Елевферий! Eliffer Gosgorddfawr (c.473-560). -- это прекрасный кандидат для реального обращения Йорка.

итак: Иосиф прибыл к легендарному царю Лукию в понтификат папы Евариста, ок. 100 г.; а обращение Йорка произошло при царе Елевферии (Элиффере), примерно, в 550-е годы.

у поздних хронистов сохранились лишь отдаленные отголоски этой истории. как всегда, в них наиболее устойчивыми оказались имена. поскольку имя Елевферия тоже превратилось в имя папы, то возникла и дата в середине 2 века, близкая ко времени понтификата папы Елевферия (или не "близкая", а точно соответствовшая датировке этого понтификата, доступной какому-то средневековому историку).

13. значение основных реликвий: чаша Грааля

дальнейшие уточнения смысла и происхождения культа, связанного с Граалем, потребуют рассмотрения всех реликвий по отдельности (а, вообще говоря, -- еще и всех имен собственных: личных имен и географических названий). ниже я остановлюсь только на главном (насколько я сейчас, в начале исследования, понимаю, чтО именно является главным).

главными реликвиями легенд о Граале являются, разумеется, сама чаша Грааля и царский венец Давида (который лежал на престоле корабля Соломона).

чаша Грааля прямо не называется чашей Соломона, но только "корабль Соломона" позволяет ее достигнуть.

для 6 века подобная чаша -- это византийский (К.польский) мэйнстрим (восходящий, в свою очередь, к раннехристианской общине Иерусалима, но для нас сейчас это неважно; подробно см. Лурье про Аксум и статью в ВР про Чашу Соломона). это прекрасно коррелирует с К.польскими корнями христианства бриттов, о чем нам уже приходилось говорить в связи со службой Передура у королевы К.поля. еще лучше это будет коррелировать с историей других святнынь, о которых мы скажем ниже.

смысл названия "Грааль" оказывается, т.о., вполне согласным с наиболее принятыми научными этимологиями: от ср.-век. лат. gradale, gradalis (d'Anres, col. 1061-2) в одном из многочисленных вариантов в языках d'oil (т.е. в одном из франц. диалектов).
альтернативная этимология от лат. cratella, кажется, менее обоснована, но имеет тот же смысл.

итак, чаша -- слишком мэйнстримная для 6 века реликвия, чтобы на ее основании можно было сделать какие-либо достаточно точные выводы.

14. венец Давида

с венцом Давида ситуация ровно противоположная: мессианский царь как новый Давид -- это раннехристианская традиция (отразившаяся и в славянской -- только в ней -- версии надписи на Чаше Соломона), но конкретно о ее бытовании в 6 веке ничего толком не известно.

можно только сказать, что она хорошо сочетается с Чашей Соломона (см. мою статью в ВР).

имеет ли она какое-то отношение к имени св. Давида Валлийского -- совершенно неясно.

итак, очевидно, что здесь очень важный компонент наших легенд, но мы не можем продвинуться в его изучении.

наиболее точные привязки к конкретным культам К.поля нам дадут второстепенные святыни наших легенд.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments