Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

Грааль -- окончание тезисов.

чтобы завязывать с этой бодягой, буду предельно лаконичен.

16. послание с неба

откровение отшельнику в "Большом Граале" ("Ланселоте") -- текст книги о Граале и т.д.

еще одна общая черта 6 века, замеченная еще Веселовским (он связал с Епистолией о Неделе, но не мог еще ее датировать).
как хотел написать, но не написал, МвЭ, отсюда же дарование Корана как послания с неба.

(вообще в "Ланселоте" еще очень много всякой важной фактуры, особенно сирийской; я, однако, не думаю, что эти легенды, хотя и восточного происхождения, принадлежали именно реконструируемому нами сейчас культу Йорка. так что оставим их в стороне). а вот пролог "Ланселота" мог входить уже в древний комплекс легенд (напр., во второй его слой, 7 века).

17. жена Соломона

жена Соломона -- Премудрость (София), отдающая свою кровь для исцеления какой-то родственницы (очевидно, тоже царской крови), -- стандартный сюжет византийских легенд 5-6 веков о Софии, которые все связаны с обращением государств от ереси или язычества. обычно в них и исцеления имеют место (даже один из культов Софии в К.поле -- Софии-целительницы...).

18. корабль, одр и все плавание

ближайшей моделью служит 3-я глава Песни Песней -- этого почему-то никто не заметил. там и одр Соломона, и рыцари вокруг, и даже имя Галаад (хотя это имя горы, а не того рыцаря, который найдет Грааль: с Галаадом все вышло как с Атосом -- тоже имя горы стало именем рыцаря).

но корабль -- это ковчег, в т.ч. Ноев и, сразу (как это вполне бывало в раннехристианской традиции) Ковчег Завета, одинаково сооруженные из негниющих древ, как и наш Nef de Salomon (Nef -- имеет те же все значения: корабль, часть церковного здания, Ковчег Завета).

но это все -- агиографический (раннехристианский) субстрат того культа, который мы должны идентифицировать. работу можно очень существенно спрямить одним наблюдением:

19. Верина

у Робера де Борона рядом с рассказом об Иосифе возникает рассказ о Нерукотворном Образе (плате Вероники). эта контаминация естественна потому, что сама легенда о Чаше и Иосифе сохранилась в рамках рассказа о чудотворном образе Богоматери в Лидде: т.е. тут просто произошла замена одной иконы на другую, т.е. на плат Вероники. но, что характерно, плат Вероники не становится актуальным для британских легенд, так что можно заподозрить его вторичность.

подозрение переходит в уверенность, когда мы замечаем, что у Робера де Борона Вероника первоначально выступает под именем Верина (Verrine), которое, очевидно, он сохранил из своего источника, но оно уже ничего ему не говорило.

но имя Верина отсылает нас совсем к другому плату -- не Христа, а Богоматери (т.е. как раз к адекватной замене Лиддской чудотворной иконы БМ).

Верина -- это редкое имя вообще и в агиографии в частности. это имя супруги императора Льва Великого (457--474). начиная с конца 5 века и окончательно с начала 6 именно ей было приписано перенесение Ризы Богоматери во Влахерны, что привело и к дальнейшим агиографическим последствиям.

Верина в византийском контексте 6 века отсылает нас к реликвиям, связанным с погребальными одеждами Богоматери. Для К.поля 6 века это Риза во Влахернах и пояс в Халкопратии. тогда еще преобладало понимание этих реликвий не как прижизненных одежд Богоматери, а именно как одежд погребальных.

где-то в первой половине 6 века (или в самом конце 5?) произошло разделение двух одежд (ризы и пояса) между двумя храмами. о том, что святыни были разделены механически, умозаключил Wortley, но это и прямо утверждается в древнейшей из дошедших до нас легенде о происхождение пояса, которая прямо ссылается на легенду о Гальбе и Кандиде (т.е. о ризе). в этой же легенде появление пояса датируется 410 годами после кончины Богоматери (каковая могла пониматься, примерно, как 25/33 год + 15 лет = 40/53 год), что дает 450/463 год примерно. это вполне себе попадает на время Верины. (история легенд о поясе БМ -- это отдельная работа, которую я, мб., опубликую, ин ша Алла). как бы то ни было, отчетливо о культе пояса мы узнаем лишь начиная с эпохи Юстиниана.

Робер де Борон, в отличие от аутентичной легенде о плате Вероники, полностью сохранил термин "плащаница" (sydoine) -- речь идет именно о погребальной одежде Христа. но мы заключаем, что это позднее изменение, а исконно речь шла о погребальной одежде Богоматери.

итак, мы можем заключить, что темы пояса и ризы БМ небезразличны для исконной формы культа Грааля.

20. корабль Соломона и процессия из Влахерн в Халкопратию

почитание этих богородичных святых в К.поле не позднее начала 6 века (еще ранее культа пояса, вероятно, в 512 г.) привело к установлению процессии с погребальной ризой БМ.

ризу несли в "ковчеге" (именно так назывался гроб σορός в памятниках 6 века -- κιβωτος), что точно переводится словом Nef.

ранняя гимнография праздника пояса БМ не сохранилась, но разумно предположить, что ее основные мотивы дошли в канонах начала 9 века. там тоже ясно дано понять, что пояс относится именно к погребальным одеждам БМ (он оставляется на земле "вместо тела" БМ).

и вот что совсем уже круто: культ пояса предполагал почитание Богоматери как "одра Соломонова" (а это далеко не столь частый образ).

движение процессии с поясом БМ понималось как перенесение "одра Соломона" -- Ее одежды, замещающей Ее Саму (тк. пояс "вместо тела"). но и плавание за Граалем -- это плавание одра Соломона.

плавание корабля Соломона за Граалем -- литургическая процессия в рамках стациональной литургии Йорка, установленная по образцу процессии из Влахерн в Халкопратию.

подтвердим этот вывод еще некоторыми деталями.

21. пояс в корабле Соломона

один из чудесных предметов на одре Соломона -- перевязь, на которой нужно носить меч. старофр. renges (переводят attaches; об этом слове: Godefroy, VII, 32: anneau dans lequel passait le fourreau de l'e'pe'e, et par extension, ceinturon ou baudrier; quelquefois anneau ou courroie du bouclier; там же примеры из нашего текста!). подробно параграф 294 Estoire etc. они производят крайне нищенский вид, но должны будут преобразиться, когда за мечем придет его хозяин.

чем не пояс Богоматери, преображенный в куртуазном вкусе?

22. еще одна реликвия Халкопратии: веретено

эти святыни были переданы из Палестины Евдокией в 430-е гг. (тогда же, когда и икону Одигитрии): "божественное Ея млеко, священное веретено (ιερον ατρακτον) и Спасовы пелены". относительно млека, судя по позднейшим свидетельствам, надо думать о какой-то ткани (одежде), им пропитанной. "веретено" -- это тут самое крутое и уникальное.

одр в ковчеге Соломоновом в рассказе о Граале содержал три изготовленных из райского древа предмета, называнных fuisiaus (fusieaux в новофр.). основное значение этого слова -- "веретено" (а вообще так обозначаются любые продолговатые предметы с утолщением в середине; в контексте это три перекладины, скрепляющие ножки ложа: две вдоль и одна поперек -- буквой н, если я правильно понял; еще поизучаю). -- это веретено -- весьма и весьма уникальная деталь, позволяющая связывать Грааль с культом в Халкопратии 6 века.

23. хитон

в "больших" текстах нет, но есть в малых, причем, давно уже попавших в поле зрения исследователей "артурианы": в житиях св. Давида Валлийского, Патерна и Телио (в случае Телио -- субститут хитона: шелковая певческая шапочка). хитон кто-то из этих святых получает при епископском рукоположении в Иерусалиме (абсолютно легендарном). в Житии Патерна из-за этого впоследствии происходит конфликт Патерна с Артуром. в Житии Телио субститут хитона (шапочку) получает тоже Патерн. в Житии Давида исключен (но грубо: остались узнаваемые следы) мотив рукоположения всех троих (хотя путешествуют втроем), а поэтому все подарки достаются тоже только Давиду, включая хитон.

все эти Жития поздние (Патерна и Телио сохранились в чуть более ранней форме -- благодаря Арморике, месту эмиграции бриттов, изгнанных из Йорка). рукоположение в Иерусалиме означает тут просто принятие иерархии от не-Рима. т.е. это вполне согласуется с К.полем.

видимо, эти трое святых и составили первую иерархию в государстве бриттов со столицей в Йорке. хитон не был в числе главных реликвий (главным был престол/алтарь -- он точно достался Давиду).

для одного из трех этих святых, Патерна, имеется также историческое (не эпическое) Житие, написанное Венанцием Фортунатом, где ничего подобного не сказано. эпическое житие Патерна (как и эпическое житие Телио) ценно, однако, тем, что дает нам выход на более архаичные предания относительно начала христианства в Уэльсе, нежели те, что дошли до нас в (тоже эпическом) Житии Давида.

24. алтарь Давида

истрический Давид, как и Патерн и Телио, жили в эпоху Юстиниана. его рукоположение в К.поле в качестве епископа новой страны вполне вероятно (при этом он мог быть и в юрисдикции Римского патриархата).

история с его алтарем (который он завещал после смерти обернуть шкурами и спрятать до конца света) -- вполне соответствует истории с чашей Грааля.

литургический бэкграунд этого оборачивания шкурой и прятания алтаря был найден Верой З. (ежегодный обычай; в некоторой параллельной форме он долго сохранялся в Латеране). когда -- по техническим причинам, связанным с англосаксами, -- этот обычай в Йорке был прерван, то он из литургического стал эсхатологическим.

я думаю, что легенды об алтаре Давида -- это вторая половина легенд о чаше Грааля. когда-то они составляли единый комплекс (и в исконном культе 6 века, и в его эсхатологической редакции от 7 века).

25. Выводы

1. легенды о Граале составляют единое целое с легендами о св. Давиде Валлийском.
2. они связаны с крещением бриттского государства с центром в Йорке при царе Эллифере (Елевферии) в эпоху Юстиниана (не позднее 560 г.).
3. в новую христианскую столицу была перенесена стациональная литургия К.поля, в которой важнейшую роль тогда имело почитание двух святынь покровительницы города (Богоматери) -- погребальных хитона и пояса, -- в храмах Влахерн и Халкопратии.
4. были перенесены святыни (хитон, пояс БМ -- их частицы, очевидно; веретено; Чаша Соломона, т.е. ее копия...) и литургические практики.
5. датировка крещения бриттов 2-м веком у Вильгельма Монмутского, Беды и Ненния -- результат смешения царя Елевферия и папы Елевферия.
6. эсхатологическая редакция легенд возникла в 6 в., после Кадваллона и Кадваладира.
Tags: hagio, hagio graal
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Recent Posts from This Journal