Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

св. муч. Евфимия и имп. Пульхерия


Важнейшим документом культа св. Евфимии в эту эпоху являются два ее дометафрастова Мученичества. Так называемое Древнее мученичество (Passion ancienne, BHG 619d) датируется непосредственно эпохой Халкидонского собора: "…redigee sans doute a l'occasion du concile de 451 ou peu apres " (HALKIN, Euphemie de Chalcedoine..., XVII), - так как уже Евсевий Миланский († 462) пользовался его латинским переводом. Кроме того, довольно древней (прежде VIII века, возможно, что даже VI век) является дошедшая в двух редакциях "дометафрастова вульгата" (BHG 619a, BHG 619) - результат последовательной литературной переработки Древнего мученичества.
Мученичество во всех упомянутых редакциях представляет собой типичное Passion epique без явных признаков эпохи своего составления. Однако, и в нем обнаруживается встроенный цифровой код. Евфимия принимает страдания в сонме 49 мучеников, так что сама она оказывается пятидесятой: ???? ?? ??? ??????? ?? ?????? ???????????? ?????, ?? ????? ??? ?????? ??? ??? ????? ???????? ?? ("были же они все числом сорок девять, так что святая Евфимия была с ними 50"). Цифровое обозначение "50" - это конъектура Алькена (op. cit., 18 и прим. 17) на основании "вульгаты", где написано словом: ??????????? ("пятидесятой" или даже так: "пятидесятницей").
Вот это число мучеников и является решающим аргументом в пользу отнесения Мученичества Евфимии, а заодно и главной даты ее культа еще в Халкидонскую эпоху к 11 июля, а не к 16 сентября.
11 июля не бывает днем Пятидесятницы, но мы помним, что за первой Пятидесятницей в V веке еще не атрофировалась вторая (праздник Апостолов, который был тогда подвижным: см. выше, раздел 4.4.2.2). Днем второй Пятидесятницы 11 июля стать мог - в случае довольно редкого дня Пасхи, 4 апреля. За интересующий нас период Пасха выпадала на этот день только один раз: в 454 году (до этого - в 443, после этого - в 527).
Для 454 года символизм числа 50 интерпретируется однозначно.
В 453 году умерла императрица Пульхерия, главная вдохновительница Халкидонского собора. Известно, что она умерла в июле, но все дни ее памяти (в разных календарях - разные, обычная византийская дата - 10 сентября) приходятся не на день смерти. В июле 454 года совершалась первая годовщина ее памяти. Если в этом году имело смысл называть св. Евфимию "пятидесятницей", то именно для обозначения ее связи с Пульхерией.
Легенды (10) и (8) указывают нам на традицию, связывающую имена царей с Пятидесятницей: Константин Великий умер в день Пятидесятницы, а Пульхерия - в день второй Пятидесятницы (либо она действительно умерла в этот день, либо, во всяком случае, этот день стал днем нарочитого о ней воспоминания, связанного с памятью мученицы Евфимии). Вторая Пятидесятница соответствует роли Пульхерии как "второго Константина", исправившего пошатнувшуюся было веру, установленную Константином Великим.
Сама по себе, связь с Пятидесятницей указывает на какой-то собор или равнозначное ему определение веры. В случае Евфимии очевидно, что это может быть только собор Халкидонский. Но такое указание именно в 454 году, а не в 452 - то есть в годовщину Пульхерии, а не в годовщину собора - это указание на особую роль Пульхерии как посредницы между Евфимией и собором.
Сходную ситуацию мы уже встречали в легенде (8), где датой памяти Софии стала дата Пятидесятницы в год годовщины Энотикона (483). Но там вместо Евфимии действовала Богоматерь.
Возможно, что память Евфимии уже в 453 году праздновалась 11 июля, и тогда символическое совпадение с датой смерти Пульхерии привело лишь к появлению новой редакции ее мученичества. Но также возможно (и мне кажется более вероятным), что память Евфимии праздновалась в другой день (не 16 ли мая, когда есть еще один, дополнительно к 11 июля, день памяти Евфимии в эфиопском календаре?), но была перенесена на 11 июля, чтобы таким образом почтить память Пульхерии еще ранее, чем установилось ее официальное общецерковное почитание. По крайней мере, исчезновение из памяти народной точного дня кончины императрицы, которая умерла, не сходя с престола, - явление необычное и требующее объяснения. Самим лучшим объяснением тут является, на мой взгляд, объяснение через святого-"заместителя". Для Пульхерии таким святым могла стать только Евфимия, так что, почитая Евфимию в перестроенном для нее Пульхерией новом храме, можно было почтить и саму Пульхерию.
Пульхерия особо почитала эту святую и именно потому и собрала в ее храме Халкидонский собор. Она стремилась ей подражать и в своей строго аскетической жизни. Так, вступив уже в немолодом возрасте (она родилась в 399 году) в брак с Маркианом, что было необходимо для возведения его на престол (450 год), она поставила условием этого брака сохранение девства. После Халкидонского собора связь между Пульхерией и Евфимией перестает быть делом ее домашнего круга, а становится делом общецерковным и общегосударственным.
Заседания собора проходили в октябре-ноябре и никак не совпадали с календарной Пятидесятницей - ни с первой, ни даже со второй. Однако, мы помним из легенды (8), что и Энотикон был издан не в Пятидесятницу, но это не помешало именно с Пятидесятницей связывать его память. Таково свойство всех соборных и подобных им важнейших определений веры: они все соотносятся с самым первым собором Церкви, которым стал день Пятидесятницы. Память Евфимии получила для Халкидонского собора значение, аналогичное тому, которое для памяти сопротивления этому собору, а затем и Энотикона получило Успение. Собор прибегнул к покровительству Евфимии, но зато его оппоненты прибегли к покровительству Богоматери.
Сказанного достаточно, чтобы сделать вывод о существовании древнейшей легенды, связывающей Евфимию с Халкидонским собором. Отголоском этой легенды является дошедшая до нас дометафрастова редакция Мученичества Евфимии, которая должна датироваться 454 годом. В этой легенде, где действовала св. Евфимия в качестве свидетеля излияния Святого Духа на отцов Халкидонского собора, должна была подразумеваться - каким-то неявным способом - императрица Пульхерия. Легенда, само собой разумеется, имела координату места - Халкидон, храм Св. Евфимии, а координату времени - 11 июля, день памяти св. Евфимии (возможно, именно тогда и приобретший такое значение). При этом в легенде было, явно или неявно, "прописано" и указание на Пятидесятницу (точнее, на вторую Пятидесятницу от Пасхи).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments