Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

модальные логики и психиатрия--1

надо уж дописать до кучи и про это тоже.

идея о том, что при акцентуациях и заболеваниях психики происходят какие-то фокусы с присущими нашему мышлению модальностями, принадлежит ВП Рудневу. ему же принадлежат разные важные конкретные наблюдения на эту тему.

чем мой подход отличается от его: я исхожу не из классификации акцентуаций, а сразу из классификации тяжелых заболеваний. мы оба (с Р.) считаем, что "болезнь -- эксперимент, поставленный природой" (Рибо), и что для изучения "анатомии и физиологии" психических процессов нужно смотреть на картины "вскрытия" психики, которые дают только заболевания (и, дополнительно, психология младенцев). но, в отличие от Р., я считаю, что классифицировать акцентуации, с логической т.зр., особого смысла нет: там лишь более слабые нарушения в тех же самых модальностях. поэтому я совсем не связываюсь с клинической характерологией.

также нельзя исходить ни из какой готовой медицинской классификации заболеваний. все такие классификации направлены на удобство лечения. например, для них очень важно различие между параноидной шизофренией и алкогольным делирием. а при изучении логики мышления это неважно. интоксикация, бактерии, органика или просто чистый снос крыши -- это все совершенно одинаково, если интересоваться только тем, что касается процессов мышления (а не причин их изменения). поэтому я буду пользоваться (условно) терминологией, которая в медицинских классификациях резервируется только для "чистых" крышесъездов.

также не рассматривается деменция, т.е. нарушение собственно интеллекта (интеллект -- это, скажем так, что-то такое, что измеряется посредством IQ), хотя это и есть логический конец психических заболеваний (к счастью, до него большинство больных не доживает). все рассуждения ниже предполагают, что интеллект остается сохранным, а заболевания разрушают лишь ту "арматуру" в психике, которая нужна, чтобы этим интеллектом пользоваться.

мои теоретические представления об устройстве психики представляют собой, как мне хотелось бы надеяться, теории Пьера Жане, какими они бы стали, если бы Жане жил на 100 лет позже. а, коротко говоря, это кляйнианский психоанализ (особенно Кернберг) + теория диссоциативного континуума. (чтО я тут обозначил знаком "+" -- это особый и длинный разговор).

модальностей у нас по-прежнему 2 раза по 5: алетическая, аксиологическая, деонтическая, эпистемическая, спатиотемпоральная, каждая из них в абсолютном и в сравнительном варианте.

сравнительные модальности

главный мой вывод: они все и всегда зависят от сохранности (наличия) трехчастной структуры Фрейда (Ego--Superego--Id). мышление в этих модальностях требует наличия механизма выстеснения. такой механизм не успевает сформироваться у маленьких детей, у больных с сильной задержкой развития, у больных с DID (в тех пределах, в которых их поведением управляют инфантильные альтер-личности; у взрослых альтер-личностей с трехчастной структурой все нормально) и, главное, при синдроме диффузной идентичности -- т.е. при всех видах пограничных расстройств, при всех тяжелых психотических состояниях и, в меньшей степени, при психозах вообще.

чтО тут имеется в виду -- просто показать на примере аксиологической модальности: это знаменитый механизм "идеализация--обесценивание": присутствуют только крайние оценки хорошего и плохого, а весь спектр между ними выпадает. это нормально для маленьких детей, а в подростках воспринимается как сложность характера (они уже способны к вытеснению, т.е. к восприятию спектра, а не только крайних значений, но еще привыкли мыслить по-младенчески и переучиваются медленно и со скрипом и даже визгом).

потому что для восприятия сравнительных модальностей нужно уметь сравнивать внутри самого себя. для этого психика должна перестать быть одноэтажной. для этого нужна трехчастная структура.

для деонтической модальности получаем невозможность выбора приоритетов (если "должен" -- то обязательно "должен немедленно"). отсюда особенности психологии трудных подростков, не совсем верно (с теоретич. т.зр.) описанные через понятие "полевого поведения" (Курта Левина): когда мысль даже о тяжелом наказании не позволяет не пойти прям счас с друзьями гулять. (была хорошая статья Кордонского в РЖ на эту тему, про беспризорников).

про эпистемическую модальность ничего особенного не скажу (она, пожалуй, особо интересна для изучения специфических трудностей при обучении).

про спатиотемпоральную -- шикарно. ведь наша способность приходить в нужное место и вовремя легко нам дается лишь тогда, когда у нас есть чувство времени и расстояния. а тут-то его и нет. конечно, кто-то из таких больных, за счет интеллекта и еще чего-нибудь (обычно контроля со стороны), может себя выдрессировать приходить вовремя -- но это ценой огромных усилий. большинство так просто физически не может. при таком дефекте психики все события одномоментны и как бы существуют во "всегда". нет восприятия длительности времени -- как в античном романе или как в эпосе. -- эту особенность больных приходится наблюдать очень часто, т.к. она вообще заметная, а нарушение трехчастной структуры, от которого она зависит, происходит про очень большом количестве заболеваний психики (см. выше).

алетическая модальность: неспособность различить между высказываниями типа "дело обстоит так-то" и "N сказал, что дело обстоит так-то", т.е. между логическими классами по Расселу-Уайтхеду. -- и это даже при полном интеллектуальном понимании смысла такого различия. если больному хватает интеллекта и образования, чтобы такую разницу понимать, то он не сможет пользоваться этим своим пониманием для регулирования собственного поведения.

это также характерно и для восприятия толпы (еще Фрейд заметил, что психология толпы может аппроксимироваться психологией больного человека, у которого не сформировалась трехчастная структура): если сказать по телевизору или написать в СМИ "дело было так-то" и "согласно таким-то источникам, дело было так-то", то массовая аудитория поймет только то, что "дело было так-то".

(продолжение следует послезавтра, ин ша Алла).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments