Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

формальная семантика на основе Хомского--2


итак, будем исходить из положения Хомского о том, что natural language consists of internalist computations and performance systems that access them along with much other information and belief, carrying their instructions in particular ways to enable us to talk and communicate, among other things. (у Хомского это гипотеза, у нас будет аксиома).

задача заключается в том, чтобы описать систему этих самых internalist computations, т.е. систему логик, образующих в совокупности логику естественного языка. при этом мы принимаем запрет Хомского на "Фреге" -- т.е. на всю традицию различения экстенсиональных и интенсиональных логик (запрет в том смысле, что мы уже заранее исходим из их непригодности для описания логики естественного языка).

1. в искомой системе логик хотя бы часть логик будет модальными логиками. -- это видно хотя бы из того, что наличие модальных логик в естественных языках уже обнаружено, и эти логики не подпадают под введенные у нас запреты.

поэтому мы можем сначала обсудить систему модальных логик естественного языка, а потом посмотреть, что еще из логики естественного языка осталось за ее пределами.

о модальных логиках в языке я подробнее уже написал здесь и здесь, поэтому только резюме (в виде тезисов 2, 3 и 4):

2. в естественном языке действуют модальные логики алетическая, деонтическая и эпистемическая -- о чем написал Лайонз, имя в виду, впрочем, только абсолютные соответствующие модальности.

3. время и место в естественном языке также являются модальностями -- о чем лингвисты не написали, т.к. здесь слишком сильный дефицит собственно логических разработок, на которые лингвисты могли бы опереться. их лучше рассматривать как единую спатиотемпоральную логику (т.к. мы ведь не вводим по отдельной пространственной модальности для каждого из 3 измерений пространства, а время для нашего мышления столь же изотропно, сколь и пространственные измерения).

4. еще одной важнейшей модальной логикой естественного языка является аксиологическая логика (также абсолютная и сравнительная) -- т.е. логика оценок. -- эта логика хорошо разработана собственно в логике, но лингвисты не обратили на нее внимания, т.к. соответствующие свойства языка обычно лишь минимально выражены в тех категориях, которые традиционно считаются "грамматическими" (а не "лексическими"). но для Хомского, разумеется, это такие же грамматические категории, как и все остальные.

5. сравнительные модальности осваиваются носителем языка позже, чем абсолютные -- где-то годам к 7, т.к. они недоступны младенческому сознанию. об этом подробнее здесь. с этим связаны хорошо известные требования к объяснениям, предназначенным для детей или для толпы (напр., в СМИ и вообще в пропаганде): не должно быть нюансов, все должно быть черно-белым, только "хорошим" или уж тогда сразу "плохим".

6. набор именно из пяти модальностей (точнее, двух наборов из 5 модальностей -- абсолютных и сравнительных) носит фундаментальный характер -- т.е. добавить к нему ничего нельзя. человеческому мышлению доступно неограниченное число модальностей, но само это мышление формируется в тех конкретных модальностях, в которых оно формируется: алетической, спатиотемпоральной, аксиологической, деонтической, эпистемической.

7. полнота именно такого набора модальностей доказывается из психологии ребенка того возраста, когда он усваивает язык (и не только язык, но как раз для времени усвоения языка тут все особенно наглядно) -- о чем подробнее здесь. резюме: стремление младенца к получению удовольствия и избеганию неприятностей автоматически задает мышление в аксиологической модальности. усвоение того, как это сделать, -- добавляет эпистемическую модальность. она отвечает на вопрос "как?". а на вопрос "что?" младенцу отвечает деонтическая модальность: что необходимо, что запрещено. вся эта деятельность ведет к познанию мира -- т.е. мира объектов (алетическая модальность) и их расположения (спатиотемпоральная модальность). кажется, ни в каких других модальностях младенцы не думают. когда взрослые начинают думать в других модальностях, то для процесса думания они все равно пользуются этими.

8. кажется, этими 2х5 модальными логиками исчерпываются те internalist computations в ЛФ, о которых думает сам Хомский.

9. но, на мой взгляд, ими не исчерпывается логика естественного языка и, значит, содержание ЛФ Хомского.

об этом в следующей серии.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments