Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

Эфес--2

"Велика Артемида Ефесская", -- как утверждается в Новом Завете. мне надо было убедиться в этом собственными глазами, и это было важной частью, хотя и не самой главной, поездки в Ефес.
в том, что нельзя добраться до первохристианской общины (основной цели моих научных изысканий уже с начала 90-х), совсем не заезжая в Ефес, я окончательно убедился только недавно, в 2007, когда написал вот эту статью. там речь шла о том (в частности), что развитие в Палестине почитания Богородицы в первой половине и в середине 5 века и особенно создание в Гефсимании Ее "мартирия" (святилища на бывшей могиле) направлялось из Константинополя. собственно, это и было решающей войной, с несколькими генеральными сражениями, между Константинополем и Ефесом за первенство. до этого Константинополь уже выиграл было одну такую войну в 360-е годы (также "агиографическими" средствами: в К.поль были перенесены из Ефеса мощи апостола Тимофея) и закрепил победу на 2 Вселенском соборе (где Ефес выпал из числа патриархатов, а К.поль вошел наравне с Римом), но на 3 Всел. соборе Ефес взял реванш, а на еще одном вселенском соборе в 449 году, тоже в Ефесе, едва не раздавил К.поль окончательно. но К.поль, как известно, все равно победил, а Ефесский собор 449 года из-за своих канонических решений был вскоре отвергнут даже монофизитскими императорами К.поля (и только поэтому в монофизитском церковном предании три вселенских собора, а не четыре)...
к началу 5 века ни в Иерусалиме, ни где бы то ни было еще совершенно не существовало храмов, посвященных Богородице. однако, за одним исключением, -- Ефес. огромная церковь в честь Богородицы появляется там уже в конце 4 века (точная дата неизвестна), и именно в ней заседают соборы 431 года (Третий Вселенский) и 449 года ("Ефесский разбой"). что имели в виду ефесяне, установив такое необычное для тогдашнего христианского мира почитание Богоматери?
об этом очень трудно судить, но кое-что мы знаем. сначала это были только глухие известия у сирийских хронистов 12 века, а недавно М. ван Эсбрук опубликовал источник этих хронистов -- сирийский рассказ о судьбах апостолов по рукописи 9 века (дата самого текста более ранняя). к сож., это тоже не первоисточник, но уже ближе к нему. там рассказывается о жившем в Ефесе Иоанне Богослове, что он принял у себя в доме Богоматерь, и Она там пребывала до самой кончины. перед кончиной Она заповедала похоронить Ее в окрестностях Ефеса, но никому не открывать место погребения. поэтому известно, что Богоматерь похоронена в Ефесе, но могилы Ее показать нельзя. -- разумеется, в этом рассказе нет ни слова про телесное вознесение Богоматери на небо. но это соответствует той форме почитания Богоматери, которая была в Ефесе (можно думать, и в 5 веке тоже).
вознесение Богоматери с плотию на небо -- это не менее древний рассказ, но уже Иерусалим, и место погребения в нем -- Гефсимания. в 4 веке этот рассказ точно существовал, и до нас даже дошла полностью (только в переводе на эфиопский) одна из редакций его от того времени. но совершенно неясно, в какой общине подобные рассказы могли читаться в конце 4 века. дело в том, что тогдашний главный знаток христианских древностей, живая энциклопедия, -- св. Епифаний Кипрский, -- писал, что специально пытался разузнать хоть что-либо о последних годах и кончине Богоматери, но совершенно не мог ничего найти. из этого однозначно следует, что это знание было тогда весьма и весьма эзотерическим. лишь через несколько десятилетий (примерно, начиная с 430-х годов и особенно бурно с 440-х и 450-х) иерусалимские предания о последних днях Богоматери извлекаются из забвения и увековечиваются в христианской топографии Иерусалима, Палестины и самого К.поля...
как бы ни обстояло дело с происхождением ефесских преданий о Богоматери, можно ответить на вопрос, почему именно в Ефесе они оказались настолько востребованы, что там впервые построили в честь Богоматери храм, да еще и такой огромный и вообще главный в городе. еще в конце 19 века в духе Religionsgeschichtliche Schule было замечено, что в Ефесе культ Богородицы вытеснил культ Артемиды, чем и обеспечил там победу христианства. мне хотелось посмотреть своими глазами, правдоподобно ли это. -- мне показалось, что да. обращение местного населения в христианство было возможно только через какую-то инверсию культа Артемиды. обычные для 4 века формы христианства тут не очень годились. а вот идея построить сравнимый по величине храм в честь Богоматери -- это было убедительно.
итак, "велика Артемида Ефесская!"



это, скажем так, левая треть храма Артемиды. а вот с той же точки вид вправо:




археологи собрали для порядка одну единственную колонну, а птички свили на ней гнездо. колонны отсюда порастаскали еще в византийские времена. в частности, на постройку юстиниановской Св. Софии в К.поле (а их было около полутораста, каких-то безумно дорогих и изготавливавшихся годами, а то и десятилетиями).

храм Артемиды находится на месте центра древнего города, разрушенного землетрясением в 17 г. по РХ. после землетрясения город стали восстанавливать на берегу (там, где мы уже побывали). но когда берег стал заиливаться, этот центр, в свою очередь, пришел в запустение, а новым центром города стала вершина холма, которая видна тут на заднем плане. там византийская крепость 6 века, юстиниановской постройки, впоследствии дополнительно укрепленная сельджуками (поэтому ее современное название -- Сельджукский замок). сейчас она вся огорожена и внутрь никого не пускают. у подножия крепости, в нескольких сотнях метров, базилика Иоанна Богослова, к которой мы еще придем.





сей щит, установленный вблизи точки фотосъемки двух предыдущих кадров, являет собой, помимо реконструкции фасада: сверху -- план храма до того, как его спалил Герострат точно в день рождения Александра Македонского; храм уже тогда считался среди семи чудес света, почему, собственно, и было необходимо его спалить. внизу -- храм после реставрации на деньги Александра Македонского, горячего почитателя сей святыни (он считал совпадение подвига Герострата с днем своего рождения неслучайным). вот именно с таким, зашкаливающе великолепным храмом, пришлось иметь дело в этих местах апостолу Павлу. -- чтО там нынешний ХХС!



но теперь оставляем это языческое капище и возвращаемся в позднеантичный центр Ефеса. свернув от библиотеки направо по улице Куретов (она делает изгиб на 90 градусов) и пройдя мимо театра, выходим на дорожку, куда уже не водят экскурсии, но разрешают самостоятельно ходить желающим. желающих немного, но есть:



эти красные арки -- то, что осталось от самой первой и, долгое время, самой большой в мире базилики Богоматери. вблизи это выглядит так:



стена на первом плане -- то, что осталось от абсиды. длина всей базилики была 150 м.

саму базилику раскапывали еще в 1930-е годы, но не очень сильно. тогдашние раскопки позволяли оставить в силе мнение историков, будто христианскую базилику построили при Константине Великом. "классическая" история христианской базилики еще в 1979 году выглядела так.
но всерьез ее стали раскапывали вновь в 1986--1993 гг.; настоящей публикации этих раскопок еще нет, но глава этих раскопок Stefan Karweise уже опубликовал (в 1995; с тех пор ничего нового -- только репродукции старого) сенсационные -- или даже слишком сенсационные -- результаты. лично у меня к ним разная степень доверия. чему, однако, я доверяю из его выводов беспрекословно:
1. христианская базилика -- перестроена из языческой базилики, храма Олимпион (храм в честь имп. Адриана-Олимпийца, отождествленного с Зевсом) начала 2 века и достроенного ок. 210 г.; длина той базилики, но вместе с открытыми портиками, была ок. 250 м.; во второй пол. 3 в. базилика была разрушена из-за нашествия готов и просто из-за временного запустения города от эпидемии. на этих руинах и возвели христианский храм.
2. красная кирпичная кладка, которая так бросается в глаза, и которая заполняет проемы в некогда открытом портике, -- времен имп. Анастасия (491--518); после этого храм еще достраивался (по кр. мере, в области нартекса) при Юстиниане, в 530-е г., когда епископом Ефеса был один из главный богословов той эпохи Ипатий Ефесский (в нартексе была найдена длинная надпись Ипатия Ефесского; вероятно, ее утащили в ефесский музей, куда я не заходил).
с остальным все более проблематично: Карвайзе утверждает, что прежде имп. Анастасия вообще никакой кладки тут не было, а были только открытые галереи. он считает, что именно в таких условиях, почти на улице, заседал 3-й Вселенский собор в 431 г., из-за чего, якобы, члены собора жаловались на болезни (о чем есть упоминания в Деяниях, т.е. протоколах, собора). но в 449 году несогласных участников собора запирали в помещении заседаний, а, значит, там были стены. поэтому некоторые считают, что базилику того времени просто до сих пор не нашли. я сомневаюсь, т.к. хотя в Ефесе очень много не раскопанных мест, но базилика должна была быть именно в этой части города (его позднеантичном центре), а она довольно хорошо раскопана. впрочем, возможно, не все заседания собора 449 г. проходили в базилике (так, для собора 431 г. мы имеем об этом прямые указания Деяний собора), и тогда запереть оппозицию могли, напр., во дворце епископа, который был рядом с базиликой (не раскопан и не идентифицирован). как бы то ни было, даже раскопки Карвайзе дают для помещения церкви около 50 монет 360-х годов, почему сам он и склоняется к наличию христианского храма даже и при отсутствии кирпичных стен. (вопщем, тут надо еще пахать и пахать, чтоб чево-то понять!)
в 2007 году оксфордская студентка (из Орегона: подозреваю, что не без влияния Шумейкера!) защитила диплом о религиозной жизни Ефеса, в котором пошла еще дальше Карвайзе, вообще отрицая посвящение храма Марии до начала 6 века; часть своего диплома она поместила на своем прекрасном сайте, где есть раздел об Ефесе. согласиться с ней не могу, т.к. она не знает многих обстоятельств и источников, о которых см. в моей статье выше.





историческая абсида (по Карвайзе, времен Анастасия). престола, разумеется, не сохранилось, а вместо него турки зачем-то поставили капитель от колонны с камнем. ступеньки на заднем плане -- остатки синтрона ("сопрестолия"), места для "со-седения" священников епископу (или главному из нескольких присутствующих епископов), чье место было в центре.



табличка на задней стене абсиды крупным планом:



-- о том, что в "сем священном здании" молился папа Римский Павел 6. Бенедикт 16 уже тоже помолился в 2006, но таблички не оставил.



вид на алтарь из центральной части храма.



на первом плане тут остатки еще одной абсиды, якобы, 8 века, когда базилика была переделана в крестово-купольный храм. что конкретно думает об этом Карвайзе, я пока что не понял.





центральная часть бывшего крестово-купольного храма и центральная часть бывшей христианской базилики. зачем тут чаша -- нэ понимаю ваще. и откуда она, и что. но, конечно, наводит на мысли об эсхатологической символике Храма Иезекииля, где в Святом Святых был источник воды.





вот эта таинственная чаша крупным планом.




вход в христианскую базилику из нартекса (притвора). таких ворот было трое, но сохранились только эти.




вид от середины алтарной части к выходу.




вид на баптистерий (отдельная постройка рядом с храмом, у северной стены) с его стены. раньше датировался 8 веком, Карвайзе не копал, но считает, что данных для датировки пока что просто нет. у сохранившихся оснований стен можно рассмотреть кресты на мраморных плитах.




здесь кресты видны лучше и видна купель.




то же самое, но с человекообразной фигурой для передачи масштаба.




вид со стены баптистерия назад, на дворик перед храмом. стена -- это, кажется, развалины одного из гимнасиев (гимнастических залов). забор с проволокой -- общий забор вокруг всех археологических зон Ефеса; здесь это фирменный стиль.




внутри церкви -- и больше нигде! -- всюду такие странные цветочки.




вот они крупным планом. что это такое? может, кто знает?




кирпичная кладка крупным планом.




вопщем, пока так. из этого хаоса нужно будет непременно извлечь гармонию.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments