Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

о западном православии

слово на память св. Иринея Лионского. перед ним было еще слово на память Серафима Роуза, которое forthcoming.

Слово в день памяти священномученика Иринея Лионского
22.08/4.09.2002
Св. Ириней — не просто епископ-мученик, но великий богослов и отец Церкви. Учение гностиков, против которого боролся св. Ириней. Православное учение о воскресении плоти. Мученики Лионские: их почитание стало забываться во Франции после отпадения Римской Церкви в католичество и было восстановлено в ХХ веке благодаря русским эмигрантам. Св. Иринею Лионскому нужно особенно молиться о возрождении Православия на Западе.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем память святого Иринея Лионского, и память этого святого — двойной праздник или даже, может быть, и тройной. Мало того, что это один из епископов, которые приняли мученичество за Христа (таких епископов, конечно, были многие сотни, если не тысячи за всю историю христианства; а известных из них по именам и почитаемых — многие десятки), но св. Ириней был также одним из великих богословов и отцов Церкви, а таких уже лишь единицы. Именно в его сочинениях «Против ересей», а также в некоторых других, написанных на греческом языке (потому что тогда серьезная богословская христианская литература даже и на латинском Западе составлялась на греческом языке), содержится церковное учение, изложенное полностью, и особенное внимание уделяется учению о Святой Троице, о троичности Бога, а также о воскресении плоти.
Эти два пункта христианского учения более всего тогда оспаривались самыми опасными еретиками I–II века — гностиками. Их знание (по-гречески «гносис», откуда их название — гностики) святые отцы, как это известно особенно благодаря святому Иринею Лионскому, называли «лжеименным» — т.е. гностики называли знанием то, что на самом деле было не знанием, а ересью. Учение о троичности Бога гностики отрицали тем, что в настоящую христианскую Троицу не верили, а верили в Бога и некоего Демиурга — отличного от Бога творца, который сотворил этот мир, и потому этот мир так плох и находится в постоянном конфликте с Богом. Т.е. это была такая дуалистическая доктрина, хотя гностики к тому времени уже разделились на много сект, которые между собой расходились в разных подробностях учения. И все гностики отрицали значение плоти и сам факт воскресения плоти, т.е. плоть для них (и не только для них, а для многих еретиков) была чем-то временным и скверным; и если сейчас мы и находимся в этой скверне, то мы, по их учению, должны от нее освободиться. Церковь всегда такие ереси обличала, и, в частности, вот тогда об этом писал святой Ириней Лионский. Воскресение плоти будет, и мы о нем в Символе веры говорим в словах: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». Это значит, что мы чаем именно воскресения плоти умерших и жизни будущего века мы чаем — т.е. ожидаем, надеемся на нее — той, которая будет в плоти, в воскресшей плоти. Именно об этом, среди прочего, писал против гностиков святой Ириней Лионский; и для того, чтобы понимать православное богословие, совершенно необходимо читать его сочинения.
И вот, св. Ириней был особенно известен и поминался во все века, как отец Церкви и как великий богослов. Но для современности, как и для его собственной эпохи и первых веков после его смерти, особенное значение имеет также то, что он был епископом в Галлии, т.е. епископом главного города Франции, которым тогда был Лион, потому что Париж тогда хотя и существовал, но это была захолустный городок, почти деревня, а Лион был настоящим крупным городом Римской империи, и поэтому именно там был главный для Галлии христианский епископ, которым в конце II века был святой Ириней. Во II веке там пострадали многочисленные мученики, страдания которых описаны у Евсевия Памфила в «Церковной истории», и в течение многих веков во всей Галлии, а особенно в районах вокруг Лиона, когда Галлия еще была православной, они почитались. А потом, уже во втором тысячелетии по Рождестве Христовом, это почитание стало постепенно вытесняться почитанием разных католических святых, которых, конечно, Православная Церковь святыми считать не может, и помаленьку стало забываться. Но вот, уже в ХХ веке, во Франции оказалась русская эмиграция, и именно та ее часть, которая принадлежала к Русской Зарубежной Церкви, т.е. именно строго православная, как раз и занялась в странах Западной Европы и в том числе во Франции возрождением почитания православных мучеников, которые пострадали в этих странах. Тогда приходы Западно-Европейской епархии Зарубежной Церкви возглавлял святой Иоанн (Максимович), Шанхайский, и именно тогда в Зарубежной Церкви стали особо почитать святого Иринея Лионского и мучеников Лионских. И в наше время первый епископ Истинно-Православной Церкви Франции, который ныне отошел по болезни и по старости от дел управления (он живет на покое), Владыка Фотий, тоже носит титул епископа Лионского. А второй епископ — Владыка Филарет — стал уже епископом Парижским. Хотя конечно, понятно, что теперь главный епископ Франции должен носить титул Парижского. И это так именно в Истинно-Православной Церкви. А у всяких экуменистов, еретиков нет Парижской епархии. Например, у Московской патриархии тоже есть епископ в Париже, который окормляет приходы русских эмигрантов, для новой эмиграции, которая сейчас туда понаехала; но его епархия называется Корсунской, а Корсунь — это Херсон, имеющий весьма отдаленное отношение к Парижу.
Поэтому мы сейчас должны особенно молиться Иринею Лионскому в числе тех нескольких святых, которым особенно нужно молиться о возрождении Православия на Западе. Может быть, в Западной Европе уже и не будет заметного возрождения Православия, но мы видим, что оно безусловно происходит в другой части западного мира — в Новом Свете, т.е. в новой части западного мира, а именно, в Америке. Мы это знаем и на примере нашей Церкви, которая из всех западных стран именно в Америке особенно возрастает. Но и во Франции, конечно, есть истинно-православные христиане, но только они не в нашей Церкви, а в истинно-православных греческих Синодах.
Молитвами святого Иринея Лионского, да подаст нам Господь утверждаться в православной вере и, может быть, даже свидетельствовать перед Западом, -- западным миром, его родиной, -- православную веру, чтобы там все больше и больше находилось людей, которые готовы принять именно Истинное Православие и нести его дальше. Аминь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments