Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Рождество Еноха -- Рождество Христово

как я тупил, когда писал рец. на книжку aorlov про славянского Еноха! там я понял, что хронология рождения Мессии из 2 Еноха -- это как раз и есть одна из древнейших хронологий Рождества Христова, с датой 6 января на правах одной из главных в цикле, но не вспомнил литургический контекст, оставив этот вопрос нерешенным. а ведь зналлллллл!!!!!! эх, склероз мой, склероз!...

вот что было написано тогда:

Рождество Енохово и Рождество Христово

Однако сама история Еноха по 2 Еноха имеет параллель в одном из преданий о биографии Христа. Это предание излагается только в одном источнике конца IV века - у св. Епифания Кипрского, Панарион, LI, 16 .
Согласно Епифанию, Рождество Христово произошло 6 января (таково было почти всеобщее мнение в его эпоху), и в этот же день, но через много лет произошло чудо в Кане Галилейской, то есть первое чудо Христа и начало Его проповеди для народа. Крещение же Господне состоялось на 60 дней раньше чуда в Кане, то есть в 6 день от ноябрьских ид (8 ноября). В промежутке между Крещением и чудом Христос почти не показывался народу.
Далее Епифаний пускается в рассуждения о том, чем именно были заполнены 60 дней. Здесь он явно старается рассуждать сам , что можно объяснить только неимением готового предания на этот счет. В данном случае эти рассуждения не представляют для нас интереса.
В тексте 2 Еноха дата 6 числа одного и того же месяца (сивана) объединила в себе излишне много: возвращение Еноха на землю, его же второе вознесение и рождение Еноха. Если дату второго вознесения Еноха мы можем уверенно перенести на месяц позднее, то относительно даты рождества Еноха мы таких оснований не имеем в пределах текста 2 Еноха. Теоретически нельзя исключить ни того, что годовщина рождества Еноха пришлась на день его возвращения, ни того, что она пришлась на день окончательного вознесения.
Параллель с изложенным у Епифания преданием о Рождестве Христовом дает нам некоторый ключ.
Христос, согласно этому преданию, родился в тот день, в годовщину которого Он выйдет на проповедь. Прежде этого события он, подобно Еноху, скрывался в недоступных людям местах - в пустыне, где Он был в одиночестве, или в других местах, где Его окружали только близкие. А перед уходом в пустыню совершилось Крещение Господне, которое, как известно, описывается евангелистами как Епифания и даже именно с названием "Епифания" вошло в греческую эортологию. Епифания при Крещении Господнем, опять-таки, составляет очевидную параллель первому вознесению Еноха.
Предание о Христе сохраняет числовой код - 6 число, хотя и другого месяца (января) и по-другому названное (Епифаний держится римских названий, поэтому тут для него 8 день до январских ид), а также число 60 - срок уединения после епифании перед началом учения народов. Такое сходство случайным быть не может.
Параллель с рассказом Епифания нам интересна в двух отношениях.
Во-первых, она доказывает, что весьма специфическая календарная схема календаря 2 Еноха хотя бы фрагментарно сохранялась в течение долгого времени, хотя мы и не знаем, в каком именно календарно-литургическом контексте.
Во-вторых, она дает нам аргумент, чтобы предположить исконной датой рождения Еноха (согласно 2 Еноха) 6.III, а не 6.IV. Смысл этой реконструируемой традиции следует понимать в том, что день рождения в мир мессианской фигуры совпадает с днем выхода ее на публичную проповедь.
------------------------------
теперь продолжу, еже не дописах:

здесь специфика Епифания в том, что 6 января нет Богоявления (а не в том, что есть Рождество). исконно Богоявление было точно 6 января, и об этом есть надежные данные с 3 века. один из лучших примеров -- Ориген в Толковании на Иезекииля (дошло только в лат. версии). Но как раз это -- один из текстов, перед которым принято обалдевать и замолкать.

Беседа I,4 (толк.Иез.1,1) // Origène. Homélies sur Ezechiel. Texte latin, Introd., Trad. et Notes par M.Borret. Paris, 1989 (SC 352). 62/63(текст/пер.). Дата Крещения Господня в январе определяется отсчетом четвертого месяца от месяца Пасхи по Исх.12,2, но в Исх. речь идет о нисане, тогда как Ориген явно считает от тишри, хотя и говорит при этом, что январь оказывается "...mensis quartus ab anno novo iuxta supputationem Hebraeorum". В примечаниях о.Борре это не объясняется во-все. Дом Ботт, подробно рассматривавший проблему, предположил, что здесь внесена в текст неверная глосса (B.Botte. Les origines de la Noël et de l'Épiphanie. Étude historique. Louvain, 1932 [reimpr. ib., s.a.]. (Textes et études liturgiques, 1). 11). -- современным историкам еврейских календарей эпохи 2 Храма и чуть позже в таком отождествлении тишри и нисана не должно видеться ничего странного. христианство вообще сохраняло очень долго (в груз. традиции до конца 1 тысячелетия, но это исконный иерусалимский обычай) именование праздника Креста (14/15 сентября) "Пасхой" (праздник Креста не восходит к 4 в., а имеет еще ВЗное происхождение; его связь с упомянутым у Филона праздником Ксилофории до сих пор совершенно отчетливо сохраняется в эфиопском обряде: см. статью Каплана, под моей ред., Masqal в Encyclopaedia Aethiopica).

поэтому из Оригена надо вынести вот что: дата 6 января у него -- дата "четвертого месяца по еврейскому счету", т.е. тишри-нисан у него октябрь. в ранних христианских календарях мы видим обе традиции: то тишри это сентябрь, то октябрь. октябрь -- это, как минимум, малоазийская практика, повсеместно в сирийских источниках (и даже в названиях сирийских месяцев: тишрин первый = октябрь, а сент. еще элул) и связана с основным для Малой Азии македонским календарем, в котором год начинался около 1 октября (с первого новолуния после осеннего равноденствия, которое в ту пору было 25 или 26 сент., а не 22 или 23, как сейчас).

вот теперь самое важное: итак, для Оригена Богоявление (день явления, но и исчезновения Мессии в пустыню) -- 6.IV, в точном соответствии с датой вознесения Еноха по 2 Еноху.

справка: 2 Енох, так наз. "славянская" книга Еноха (дошедшая только на славянском языке и не имеющая почти ничего общего с 1Енохом, которого цитирует ап. Иуда в своем послании в составе НЗ, и который дошел полностью только на эфиопском) -- это не просто египетский предхристианский иудейский священный текст, но, как я думаю, текст очень влиятельный в раннем христианстве.

там совершенно особая версия календаря К364 (с продолжительностью года 364 дня), которая отличалась от мейнстримной палестинской, в частности, тем, что в ней особо важные праздники приходились на 6-ые числа III и IV месяца.

о 6 январе как празднике Богоявления мы знаем, что это праздник египетский (хотя мы точно не знаем его первоначального значения; он мог быть -- и, я уверен, хотя еще не могу доказать, -- на самом деле был -- еще дохристианским: Христос "исполнил" его ВЗный смысл). теперь можно утверждать, что он сформировался в рамках календаря 2 Еноха.

-------------

счас будет еще одна серия про этот календарь. только из-за того, что я уже пару недель каждый день и ночь думаю об этой проблеме, я не могу постить дальнейших фоток про Ефес! так что сначала тезисы, потом еще фотки из Ефеса, которые (отчасти) на тему тезисов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments