Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

Иоанн Богослов в Ефесе и Dormition chez les Coptes

теперь про "один из циклов" Успения: в коптском календаре цикл Успения Богоматери уникальный: 16 января (21 тобе) -- собственно успение, 9 августа (16 месоре) вознесение плоти Богоматери на небо. подчеркивается, что одно событие от другого отстоит на 206 дней (тут имеется в виду инклюзивный счет, т.е. такой же, который мы применяем при счете 9-го дня от даты смерти; т.о., 16 января + 205 (а не 206) дней = 9 августа).

бросается в глаза сходство с циклом Иоанна Богослова, который, правда, подлинее будет (221 день инклюзивного счета).

сходство тут едва ли случайно, т.к. циклы Успения формировались под воздействием ефесских традиций. в самом Ефесе вообще не было предания о вознесении Богоматери с плотию, а считалось, что Иоанн Богослов похоронил Ее где-то в Ефесе, но в тайном месте, чтобы могилу никто не узнал. предания о вознесении плоти Богоматери на небо -- это Палестина; но в древних формах этих преданий (прекрасно сохранились на эфиопском и кое-как -- на др. языках) успение, погребение и вознесение совершаются в течение одного дня. где-то в середине 5 века формируется общеимперский культ альтернативной по отношению к Ефесу могилы Богоматери в Гефсимании, для которого, в частности, довольно рано заимствуется цикл с вознесением на 4-й день (это стало византийским мейнстримом). источник заимствования (как, я надеюсь, мне удалось показать в этой статье) -- Мученичество Ирины, ее воскресение из гроба в Ефесе, в котором она была заключена живой.

тогда я не написал, а здесь важно подчеркнуть, что Ирина (персонализация Pax Romana) -- это отсылка именно к Иоанну Богослову в Ефесе. ее житие в непричесанном виде болландисты 18 века постеснялись публиковать в Acta Sanctorum как слишком уж легендарное, а хорошие люди вроде Сергия (Полный Месяцеслов Востока) пытались кое-как (но произвольно) гармонизировать хронологию. но как раз все годы прочие хронологические указания -- это и есть исконная и наиболее стабильная часть житий; гораздо менее стабильным является сюжет. просто значение хронологии житий не то, что в летописях.

итак, Ирина родилась в 621 году Селевкидской эры -- с этого начинается Мученичество (на сирийском -- древнейшая редакция). т.е. 309 или 310 год, примерно, год Миланского эдикта (313): "мир" рождается в год дарования мира Церкви. но ее отец -- царь Ликиний (тогда как раз Ликиний, конкурент Константина и соправитель его, продолжал гонения на христиан). но ее тайно крестит апостол Тимофей лично (téléscopage, очень смущающий любителей понимать все буквально). кончается серией мучений точно в тех городах по восточной границе империи, где в середине 4 в. закрепляется христианство (граница с Ираном). последнее мучение -- у города Нисибин, осажденного персами, где Ирину убивает собственноручно царь Шапур. но Ирина воскресает и улетает (переносится) в Ефес. -- тут намек на целую серию хорошо известных эпизодов, связанных с историческим фактом осады Нисибина Шапуром в 350 году (описано в Житии Иакова Нисибинского и, отчасти, в Житии Ефрема Сирина), когда на город была направлена вода из запруженной персами реки, и часть стен от потопа рухнула. но Иаков молился на стенах, так что на войско Шапура напали насекомые (тут библейское выражение "скнипы и песии мухи" -- аналогия с одной из казней египетских), так что войско отступило. неудача Шапура и участие Иакова Нисибинского -- исторические факты. так что опять Ирина, вестник мира, вылетела из Нисибина как голубь из Ноева ковчега, известивший об окончании потопа. Ирина живет в Ефесе 7 лет (вспоминаем, что крестил ее первый епископ Ефеса ап. Тимофей! так что место выбрано не случайно). после чего просит похоронить ее в пустом каменном саркофаге и оковать его железными лентами, но открыть на 4 день: если будет пустой, то знать, что она на небе. тут М. ван Эсбрук заметил, что 7 лет от 350 года дают год 356, когда Констант перенес из Ефеса в К.поль мощи ап. Тимофея; эти мощи должны были занять в церкви Апостолов место мощей Иоанна (Констант продолжал реализацию замысла Константина создать в церкви Свв. Апостолов мавзолей для 12 апостолов -- но тут Иоанна приходилось заменять Тимофеем -- и для самого Константина Великого в качестве 13-го апостола). после 356 года пустой саркофаг Тимофея продолжал почитаться в Ефесе (русский игумен Даниил упоминает о нем в самом начале 12 в.), и очевидно, что именно в нем просила себя похоронить заживо Ирина.

итак, этот самый цикл вознесения с плотию мученицы Ирины был воспринят в 5 веке в большинство циклов Успения Богородицы, привязанных теперь к могиле в Гефсимании. но Ирина -- это Ефес, и это линия культа Иоанна Богослова (через культ ап. Тимофея). кстати, просьба похоронить себя заживо -- это тоже явно из наследия Иоанна Богослова.

теперь переходим к коптскому циклу. древнейший документ, в котором он описан, -- Слово на Успение БМ Феодосия, патр. Александрийского (дошло только на коптском). его почему-то часто датируют временем жизни Феодосия (сер. 6 в.), но едва ли Феодосий имел к нему особое отношение. коптский цикл Успения вполне мог получить развитие значительно раньше, хотя и не раньше эпохи Халкидонского собора (ок. 451 г.).

трудно удержаться от соблазна посчитать, какой по счету день 9 августа, если считать от 1 января: результат оказывается поразительно близким к циклу Иоанна -- 221-й день (у Иоанна был 220-й день от начала нового года). но тут куча вопросов: какой смысл имеет дата 1 января? более конкретно, где нам известны церковные календари с началом года 1 января?!!!

ответ: в Риме. римский консульский год, начинавшийся 1 января, вошел в церковное употребление в Римском патриархате. (в Египте его тоже хорошо знали, т.к. Диоклитиан ввел его там для разных целей гражданского делопроизводства, но мне неизвестно, чтобы он прям-таки использовался в христианских календарях).

теперь мы по-другому отнесемся к факту, давно замеченному МвЭ: коптское Успение БМ 16 января имеет близкую параллель только в календарях Римского патриархата -- там кое-где встречается Успение 18 января. получаем уже два совпадения, а это не шутки (einmal ist keinmal, zweimal ist immer :-)

транспозиция цикла Иоанна Богослова для создания цикла Успения Богоматери именно в римский календарь как раз и должна была дать две даты в январе и в августе, причем, августовская дата должна была стать 6.VIII по некоему календарю К364 (в котором начало года совмещалось бы с 1 января, а не 1 октября).

но если считать от 1 января по тем же принципам, что и для Иоанна Богослова, то мы получим, что 9 августа = 7.VIII, а не 6.VIII. Однако, более архаичная форма коптского праздника сохранилась в эфиопских богослужебных книгах (в эфиопском синаксаре ее уже нет). там первый день праздника -- собрание апостолов в Сионе, Gubu`an, 8 августа (аналогичный первый день праздника довольно долго сохранялся в грузинском цикле Успения, но там это 13 августа). но 8 августа -- это уже точно 6.VIII.

наша реконструкция не дает точного объяснения ни для 16, ни для 18 января, но этого и не нужно от нее требовать: применительно к стартовой дате цикла она должна указывать лишь на месяц; точное число января определялось, что очевидно, какими-то условиями сопряжения с циклом Рождества и Богоявления.

итак, как мы знали и раньше, конкурирующие церковные партии формировали вокруг Гефсимании собственные циклы Успения. при этом все они должны были ориентироваться на и отталкиваться от традиций Ефеса. поэтому оба главных варианта -- "коптский" и "византийский" -- оказались ориентированы на ефесское предание о вознесении Иоанна Богослова с плотию на небо (коптский цикл -- непосредственно, византийский -- через Ирину).

но тут возникает интересный переход от исторической литургики к церковной истории: необходимо локализовать в церковной истории те силы, которые сплотили египетскую оппозицию Халкидону и церковные круги Рима.

начиная с 482 г. (Энотикон Зинона, отпадение Рима от всех восточных патриархатов), такой эпохи быть не могло. а вот прежде -- очень даже могло. не будем забывать, что церковная политика Халкидона, несмотря на использование послания папы Льва двухлетней давности, была антиримской, и поэтому 28 правило Халкидонского собора в Риме было отвергнуто (тем же папой Львом Великим и его преемниками).

итак, что мы имеем в период с 451 по 482 год? -- не знаю. может, и ничего не имеем.

но тогда, может, в период с 449 по 451 год?

навскидку и от ветра главы своея я вспоминаю геометрическую фигуру из Ивы Эдесского, императрицы Пульхерии, папы Льва и палестинского комита Дорофея. Дорофей был тем лицом, который проводил в Палестине антиэфесские (имею в виду Ефесский собор 449 года) инициативы. тогда они вполне могли придумать такой цикл Успения...

(тут Шахерезаду застигло утро, да и вообще ей тут пока сказать особо-то нечего. ясно только, что наш набор данных о римско-восточных делах того времени крайне далек от репрезентативности и крайне тенденциозен).

УПДАТЕ относит. Ирины: в синаксарях сохраняется память Ирины на неделю раньше нынешней -- 27 или 28 апреля (о ней: http://hgr.livejournal.com/1266387.html с комментами). это соответствует традиции Кириопасхи 27 нисана, но при условии соответствия нисана апрелю, а не марту (т.е. в условиях антиохийского календаря, т.е. Ефеса). Христос воскрес как Мир Божий...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments