Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

преображение 6 августа

перехожу к последней серии тезисов "про Ефес". кажется, до меня дошло примерное решение проблемы, которая была для меня сильнейшим источником фрустрации, начиная с начала 1990-х. опять не обошлось без 2 Еноха.

литургическое значение (и дата) Преображения в Евангелии -- отдельная и весьма важная проблема, которую, однако, м.б., гораздо легче решить, чем проблему празднования его в августе. ведь по Евангелиям ясно, что событие происходило за несколько недель до Пасхи, т.е. весной или в конце зимы. это можно понять и из (относительно) ранней церковной экзегетики (напр., слово Льва Великого, тоже еще экзегетическое на Евангелие, а не панегирик празднику). сейчас мне кажется, что евангельское Преображение можно будет хорошо разъяснить в рамках того календаря К364, о котором я написал в Мемориале Жобер, и который построен на цикле из семи 50ц (тогда событие Преображение -- финальный праздник последней из этих 50ц, он же "Великая суббота" Мученичества Поликарпа и Мученичества Пиония, он же позднейшая "Пасха в Амшире" и Неделя о Страшном Суде, а также Сретение Господне. его более древняя основа, т.е. более древняя форма календаря К364 -- книга Есфирь, т.е. праздник Пурим). -- это все прекрасно, об этом я надеюсь написать при случае, но это ничего не даст для понимания праздника 6 августа.

казалось бы, ближе к теме -- армянские материалы. там в качестве Преображения осмыслен праздник Вардавар, который по сути является днем второй 50цы, отсчитываемой от первой. этот праздник хотя бы летом. но он восходит к такому типу календаря К364, который не даст праздничной даты на 6 число. древнейшая армянская проповедь на Преображение (Езник из Колба, "Кохбаци") интерпретирует праздник в очень точном согласии со смыслом Евангелия, как аватар праздника Кущей (о смысле праздника в Евангелии см. всегда Harald Riesenfeld, Jésus transfiguré, 1947 -- прям шедевр, а не книга!), но это не помогает понять даже смысла отнесения к лету праздника у армян.

тесно связанные с армянами самые крайние эфиопские монофизиты 14 в. (авва Гийоргис из Саглы) лучше всех сохранили евангельское календарное значение праздника "Дабра Табор" ("Гора Фавор") -- у них это так и остался финал последней из 50-ц года. но у них год заканчивается в августе, а не в феврале-марте. это ближе всего к актуальной дате 6 августа, но, на самом деле, такая близость мало что дает: от 50ц нельзя "перескочить" к фиксированному 6 числу месяца, если только это не календарь типа 2 Еноха. (у обычных эфиопов и коптов Дабра Табор празднуется 6 августа).

Преображению совершенно не находится места в Иерусалимском календаре 5 века. на византийской почве праздник заявляет о себе в юстиниановскую эпоху (6 в.) строительством монастыря Преображения (сейчас более известного под именем Св. Екатерины) на Синае (древнейшая проповедь -- Анастасия Синаита, 7 в., опять про аватар праздника Кущей).

в 1970-е гг. М. ван Эсбрук нашел на грузинском (и только в 1995 опубликовал полностью; но суть и отрывок -- еще в 1975) анонимную проповедь, посвященную введению праздника 6 августа. он сделал вывод, что она принадлежит какому-то патриарху Антиохии 6 века. привязка к Антиохии была четкой из-за сочетания двух признаков: месяц август именовался македонским названием лоос, а такое соответствие характерно именно для антиохийской формы македонского календаря; Грузия входила в Антиохийский патриархат, так что сохранность текста в грузинском "мравалтави" ("многоглаве" -- сборнике бесед на праздники) довольно естественна.

с этого места начинаем собственные соображения

поправка к МвЭ: антиохийская проповедь говорит не об "изобретении" праздника, а только о его "генерализации" -- т.е. принятии в масштабах патриархата. поэтому дата 6 августа там рассматривается как данность, и происхождение ее не обсуждается. она должна была возникнуть в какой-то локальной традиции, о которой мы не можем узнать из этого источника (более того факта, что оная традиция оказалась доступна и важна в Антиохийском патриархате).

календарь 2 Еноха вдохновляет нас поискать какой-нибудь календарь К364, в котором 6 августа могло бы соответствовать 6.IV или хотя бы 6.VIII. последнее было бы возможно для Рима, но Рим тут нам никак не подогнать. для кого возможно 6.IV ? -- это д.б. календарь, где первым месяцем года является май (= артемисий македонского календаря антиохийской редакции).

понятно, что это не антиохийский календарь, где год начинался в октябре. тогда еще один вопрос: не могли ли в Антиохии считать, что артемисий это нисан, и дальше следовать этому как бы еврейскому счету? -- спросить об этом хочется потому, что еще в античные времена в Антиохии, переходя от вавилонского календаря к македонскому, уравняли вавилонский месяц нисану (и это был первый месяц вавилонского года!) с македонским артемисием. но потом у Иосифа Флавия еврейский (не вавилонский!) нисан это устойчиво ксанфик (апрель), т.е. предыдущий македонский месяц, и это соответствует антиохийскому календарю, где тишри = дий = октябрь. загнать нисан в артемисий не получается.

но в пределах Антиохийского патриархата таки была огромная церковная область, где год начинался с артемисия: Кавказ. это обычай, установленный парфянскими и принятый армянскими аршакидами. до конца 6 века Армянская церковь является старшей по региону (в т.ч. для Грузии и Кавказской Албании), так что начало года в артемисии сохраняло актуальность для всех.

но Кавказ в богослужебном отношении -- море великое и пространное. чтобы двигаться дальше, нужны новые данные.

об армянском богослужебном обряде уже сказали. в грузинском праздник Вардавар присутствует в лучшем виде, но совсем лишен признаков Преображения: там это "Атенагоба", память св. мученика Афиногена. впрочем, характерные для праздника Кущей водные процедуры сохранились и в Вардаваре, и в Атенагобе. но все же Грузинская церковь содержит Преображение 6 августа во всех дошедших литургических документах, т.е. с тех же 6 или 7 веков.

не будем гадать, было или не было специальное расподобление обрядов между грузинами или армянами. тут важнее другое обстоятельство: вызванный юлианизмом в 6 веке кризис в анитхалкидонитском мире (а весь Кавказ тогда был един в отвержении Халкидона) вызвал мощные календарные споры, причем, как раз вокруг календарных схем типа К364. -- это опять публикации МвЭ (по поводу "ааронитов" и др.).

судьба Вардавара и "Дабра Табор" у аввы Гийоргиса -- это плоды воздействия календарей К364 с 50цами (напоминаю, что в соседнем регионе, Иране, такой календарь до сих пор сохраняется у несториан). 6 августа = 6.IV -- это, очевидно, К364 типа 2 Еноха. совершенно не факт, что позднейшие грузинские традиции не имели тоже армянского происхождения. но факт тот, что они впоследствии четко разделились по армянскому и грузинскому обрядам.

наше Преображение 6 августа -- это исконно, мб., и не грузинская традиция, но, мб., именно грузинская и, главное, уж точно, что распространенная грузинами.

но насколько в груз. календаре отразился календарь 2 Еноха как таковой (или все сводится к отдаленным отголоскам)? -- оказывается, очень и очень изрядно.

во 2 Енохе праздник 6.IV длится три дня, а на четвертый переходит в следующий праздник -- посвящение Мафусаила (и, т.о., начала священства). во 2 Енохе, в отличие от грузинского календаря, сохраняется архаичный счет суток с утра, поэтому вечер принадлежит к предыдущему дню, а не к следующему. праздник Мафусаила занимает вечер 8 и утро 9 числа. (подоробно в моей статье о 2 Енохе).

и тут грузинский календарь дает уникальную информацию: 8 августа -- праздник Мелхиседека (ничего подобного нет ни в одной традиции), 9 августа -- праздник Аарона (тоже без аналогий в других календарях, причем, для грузинского этот праздник избыточен, тк. там еще несколько разных дней для памяти Аарона). Мелхиседек и Аарон -- это начало священства, соответственно, Нового и Ветхого заветов.

вот такие совпадения были бы совершенно исключены без прямого влияния календаря 2 Еноха (не обязательно книги 2 Ен., но именно отраженного в ней календаря).

думаю, это позволяет строго выстроить линию: календарь 2 Ен. -- Грузия -- Антиохийский патриархат -- вся империя Юстиниана (последние две фазы должны были быть почти или полностью одновременными).

все это очень и очень в русле кавказской церковной политики Юстиниана и очень и очень в стиле юстиниановского употребления календарей для адаптации антихалкидонитов.

само собой, с появлением праздника Преображения тут же рядом появляются праздники Моисея (в груз. 5 августа) и Илии (в груз. 4 августа). эти праздники прижились в Палестине, но не в К.поле.

----------

надо подумать еще раз о происхождении виз. праздника пророка Илии 19 июля, который зачем-то в византийском обряде довольно поздно отделился от общего древнего праздника Илии и Елисея 14 июня.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments