Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

приходская психиатрия -- 7-11

поддерживающая терапия при параноидной шизофрении в неустойчивой ремиссии

что подразумевается под "неустойчивостью" ремиссии: 1. нарушение тестирования реальности (бред, псевдогаллюцинации, галлюцинации) не является частым, но является характерным, а не исключительным событием; если этого признака нет, то лучше говорить об устойчивой ремиссии и тогда рассматривать человека в зависимости от того уровня, на котором он функционирует в ремиссии; 2. негативная симптоматика шизофрении выражена отчетливо (хотя обычно окружающими принимается за чудачество, оригинальность, странность, но не за признаки психического заболевания в самом точном смысле слова).

это один из важнейших приходских диагнозов. в каждом приходе -- не менее нескольких процентов от общей численности прихожан. в нашем приходе мне достоверно известно 3 случая (из которых в одном случае мой диагноз совпал с диагнозом психиатра, приглашавшегося для консультации, а в остальных двух случаях консультации психиатра получить нельзя) + 1 случай под серьезным подозрением на то же самое + еще 1 случай, диагностированный мною, увы, post mortem (к сожалению, не получил вовремя некоторых конкретных сведений; правда, не знаю, смог ли бы я помочь; смерть больного наступила от соматического заболевания, которое -- по причине неадекватности восприятия -- не подвергалось правильному лечению, а даже вовсе наоборот).

в приходе и, как правило, в семье (у кого она есть) такие больные воспринимаются как здоровые. это одно из препятствий для лечения. это также препятствие для нормального описания здесь. мне придется прибегнуть к приемам "анонимизации" и вместо отдельных виньеток ограничиться суммирующими зарисовками.

такие больные привлекают к себе внимание общей неадекватностью поведения, характерной для некоторых видов пограничных расстройств, но встречающейся также и у психотиков. статистически тут более вероятен "пограничный" диагноз, но психотический (и именно параноидная шизофрения) вероятен тоже в очень заметной степени.

признаки эти следующие (называю то, что либо легко заметить в быту, либо невозможно не заметить на исповеди):

1. бытовая несобранность: в диапазоне от привычки хронически опаздывать до неспособности стабильно работать на работе.
2. для молодого и среднего возраста -- время от времени случаи резкого нарушения обычных для данного человека норм сексуального поведения.
3. для возраста за 50 -- алкоголизм или какие-то более экзотические страсти (например, накопительство дома всякого добра, в крайних проявлениях -- даже всякого барахла с помойки).

сочетание двух из этих трех пунктов, особенно при яркой их выраженности, должно приводить к мысли, что в данной ситуации не все так просто -- т.е. неврозом не отделаешься. и первое, с чем тут надлежит разобраться, это с возможностью психоза. то есть надо выяснить, характерны ли для человека случаи нарушения тестирования реальности. выяснить это нужно потому, что это довольно радикально влияет на прогноз и на перспективы лечения (если они тут есть). стабилизация в любом обществе пограничников и психотиков происходит совершенно по разным правилам.

в приходских условиях задавать вопросы на наличие психоза довольно трудно, т.к. это будет слишком грубая процедура. но если подождать, то больной сам раскажет -- если не священнику, то еще кому-нибудь в приходе (исключение тут составляют те больные, которые со священником видятся редко, а с другими прихожанами не общаются вовсе; тут, я думаю, вообще ничего поделать нельзя). они могут рассказать, какие они видят видения (почему-то люди, не обладающие указанными выше тремя признаками, видят видения не так часто, как обладающие), чего они боятся и, главное, как их преследуют. в этом контексте разговоры про магию и колдовство должны привлекать особое внимание. одну совершенно цивилизованную женщину соседи доводили так, что настроили против нее ее собственного кота: кот стал ходить у нее по комнате на задних лапах и говорить человеческим голосом -- разумеется, что-то неприятное.

отношение к алкоголизму психотиков должно быть бережное. 50 г водки в день могут играть роль нейролептика -- никак не более вредного, чем галоперидол. при "отмене" начинаются "голоса" (которые могут предлагать разное: хорошо если просто послушать музыку целыми концертами, а то ведь еще выйти к ним в окно на уровне 9 этажа... -- одна наша прихожанка, правда, в этом случае не растерялась, а предложила "нет, лучше вы к нам"). впрочем, это не повод поощрять употребление водки в больших дозах, даже если больной не становится от таких доз пьяным (у шизофреников бывают "высокие отношения" с алкоголем).

для алкоголизма характерен алкоголизм именно 2 степени (пить необходимо для работы и вообще нормального функционирования), который с годами все так и не переходит в 3 степень: толерантность к алкоголю так и не обрушивается, как она должна была бы обрушиться у "психически здорового" алкоголика (т.е. не шизофреник перешел бы к состоянию, когда валятся с ног от неполной рюмки).

если такой психотик вписался в приходскую жизнь, то прогноз для него довольно благоприятный: не в том смысле, что он вылечится, а в том, что в приходе он будет себя чувствовать достаточно хорошо, общее качество его жизни за счет прихода улучшится, причем, очень заметно.
т.е. я хочу сказать, что психотики, в отличие от пограничников, могут довольно органично для себя влиться в приходскую жизнь. она их не очень напрягает как факт.

но тут надо иметь в виду: из всей церковной дисциплины к ним можно применить только то, что годилось бы для маленьких детей + еще то, что хорошо соответствовало бы требованиям их болезни (напр., контроль алкоголизма, послушание здоровым членам семьи и т.д.). налагать епитимьи и т.п. не имеет никакого смысла, т.к. наиболее грубые грехи совершаются ими в невменяемом состоянии, да и вообще таким больным трудно понять всякие аскетические заморочки. с учетом этих ограничений их интерес к христианству вполне может быть серьезным, и его надо всячески поддерживать. тогда он будет очень медленно, но развиваться.

нужна особая осторожность с постом. часто (далеко не всегда, но...) у таких больных -- склонность к пищевым расстройствам (булемии или анорексии), которые они совсем не смогут контролировать на фоне своего психоза. пост может быть опасным для жизни (если больной живет один). поэтому лучше не нарушать для таких больных привычного порядка питания. (другое дело, что иногда этот порядок таков, что легко совмещается с постом).

в церковной жизни (как и в жизни вообще) такие психотики более устойчивы, чем сильно нарушенные пограничники. их психоз предохраняет их от слишком жесткого воздействия реальности -- поэтому они не очень склонны ломаться и убегать (а пограничники склонны).

если они еще не склонны к депрессиям, то картина вообще довольно оптимистична. но, к сожалению, многие из них к депрессиям все-таки склонны.
Tags: приходская психиатрия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 84 comments