Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

К.поль: м-рь Хора, Влахернская церковь

понятно, что проездом в Ефес нельзя было миновать К.поля. для меня там было много ценного, хотя специально бы не поехал. кстати, зря, -- т.к. это очень близко от России, особенно от Москвы, и поехать туда очень легко, легче, чем в большинство городов Сибири. лишь бы не летом )) поэтому византологическая рентабельность посещения К.поля велика.
в К.поле я видел минимум, какие-то дорогие с детства места и совсем мало из нужного мне по науке. к сож., мои научные интересы в К.поле таковы, что от них очень часто не остается даже руин (по-моему, нет вообще ничего от церкви Халкопратии, церкви Апостолов, а всякие строения 4 в. не раскопаны, тк. нельзя разрушать памятники, построенные на их фундаменте...).

но, тем не менее, что-то было. во-первых, монастырь Хора. я всегда его знал как знаменитый четырехтомник под ред. P. Underwood, который можно было листать в Публичке в Отделе эстампов. впрочем, даже там я листал только т.4 со знаменитыми статьями Мейендорфа и Шевченко. картинки я слишком плохо понимаю. узнав о существовании одноименного четырехтомнику предмета в К.поле, было трудно не поддаться соблазну туда съездить. начну с фотографии самой известной фрески -- собственной ее фотки у меня нет, но заимствую из журнала френда (тоже, в некотором роде, визнатиниста-практика):


отсюда.



вид снаружи:


здесь в первой пол. 14 в. подвизался Феодор Метохит, соученик Григория Паламы по светскому периоду жизни. сам Григорий Палама тоже, наверное, захаживал. монастырь был интеллектуальным центром. историю его, как водится, возводят к 4 веку, но только при Феодоре Метохите были выполнены все эти знаменитые фрески и мозаики (с 1315 по 1321), которые превратили монастырь в эталон "палеологовского ренессанса". название монастыря означает, в данном контексте, "поле" -- открытое поле за городской стеной (в средние века он оказался внутри стен, но у самой границы города). официальное название -- Спасский м-рь (т.е. в честь Спасителя). название Хора обыгрывается на мозаиках в нартексе: Спаситель назван "землей (хора) живых", а Богоматерь -- "и хОра ту ахорИту", "вместилище Невместимаго").

турки превратили его в мечеть (Карийе Джамии), но с фресками и мозаиками обошлись сравнительно вегетариански: заштукатурили. в 1948 г. П. Ундервуд и Ко. начали реставрацию, которая показала, что очень многое сохранилось. сейчас это музей, один из главных в К.поле.


фресок и мозаик из Хоры полно в сети, поэтому только немногое:
Воскресенский придел (где сохранилось большинство фресок, включая приведенную выше Воскресение на абсиде), на парусах -- четыре гимнографа. вот св. Феофан Начертанный.





рядом с ним -- святой Косма Маюмский.



вместо обычных на парусах храма четырех евангелистов тут четыре гимнографа, самых главных (если смотреть из 14 века назад). еще там Иосиф Песнописец и, кажется, Иоанн Дамаскин.


это фрагмент фрески Страшного суда: небо свивается в свиток, затягивая солнце и луну (к вопросу о свойствах пространства; свитие в свиток, наподобие книги-свитка, -- это, по-моему, топологическое изменение).





а это византийские одежды.



откровенно сказать, не знаю, кто тут изображен, а в книжки лезть было (и есть) лень.


от монастыря в Хоре совсем недалекто до городской стены. по карте видно, что если идти вдоль этой стены к бухте Золотой рог, то можно выйти к Влахернской церкви. пока что это стена вблизи Хоры:





Влахернская церковь -- это нечто очерь важное для истории города и особенно для истории почитания Богоматери. про две несовместимые друг с другом истории появления в этом храме богородичной реликвии, названной позже Ризой Богоматери (исторически это была погребальная одежда -- саван) я написал длинную статью. это была боевая история эпохи Халкидонского собора и Энотикона Зинона... веселое было время.

исторического здания церкви сейчас нет, хотя неподалеку от того места, где оно стояла, возведена небольшая (19 век) мемориальная церковь К.польского патриархата, которую тоже назвали Влахернская. о ней есть на сайте Патриархата, а также подробно в журнале mon_kassia, да я сейчас не смог найти у нее (матушка, может, бросите в комменты ссылку?). там, якобы, исторический влахернский источник. может быть. но я бы за его историчность не поручился.

дорога вдоль стены шла через какие-то трущобы. здесь видны древние ворота, один из входов в город.





вот такие там дома. вниз, вниз к воде (к Золотому Рогу).





и вот он, поворот,






за которым показалась мечеть, котррая стоит на месте одного из главных христианских храмов:





всё ближе и ближе.






вот эта мечеть. как бы подйти поближе?





ага, ворота. но я заходил через другие. но тут есть название мечети и год ее постройки (1585). последняя строка таблички -- "архитектор: Мимар Синан". "мимар" -- это и значит "архитектор", а Синан -- имя главного османского архитектора 16 века, которому приписывают все (или почти все) К.польские мечети того периода.



нетрудно догадаться, где брали камень для этой мечети.


но и от храма кое-что осталось. как раз сейчас ведутся раскопки (но не знаю никаких подробностей ни о том, кто их ведет, ни о публикациях; как видно на фото, раскоп законсервирован на зиму). тут видно, что откопали целый этаж:






и тут тоже видно:






сторож пока спит.





вдалеке виден мост через бухту Золотой рог. вероятно, где-то здесь и натягивали цепь, которая преграждала вход кораблям в Золотой рог:



вот тут в 626 г. все море было покрыто опрокинувшимися хазарскими моноксилами (суднами, изготовленными из цельного ствола дерева) -- результат неудачной для хазар осады К.поля, в память о которой установлена Суббота Акафиста...


еще вид с раскопок. виден турецкий флаг. их там очень много везде. чтобы были отовсюду видны, особенно с воды.





еще одни ворота, совсем недалеко от церкви.над ними -- ниша для иконы.





идем дальше вдоль стены:



скажу честно, что до конца не понял смысла этой надписи (да и турецкие слова не все понял). по смыслу, речь идет о том, что в этом месте были маленькие ворота для вылазок, через которые в Город проник первый турецкий отряд, что привело к падению К.поля. но причем тут "понедельник 23 нисана (апреля?!!) 1453 г."? согласно некоторым хронистам, дата падения Города -- 23 мая, но не апреля. в апреле, впрочем, была история с подкопом, тоже где-то в этом месте; подкоп был вовремя обнаружен и взорван защитниками Города. вопщем, моего турецкого не хватает )) (т.е. я хотел сказать, что турецкого я не знаю совсем).


а это более цивилизованная улица. недалеко от Влахернского квартала, но чуть ближе к центру города.



тут совсем рядом К.польская патриархия, но там я даже мимо не проходил.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments