Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Дионисий Ареопагит против Григория Просветителя

Покров, Успение, Григор Лусаворич, Дионисий Ареопагит, София и три дочери.
рецепция праздника Успения в Палестине.

продолжаем эти тезисы, но с учетом признания исконности даты Успения 8-9 августа, ее эфесского происхождения.

итак, эфесская дата Успения должна была прийтись на 8-9 августа: 8 августа -- первый день праздника (собрание апостолов в доме Богоматери), 9 августа -- само Успение.

в Палестине это входит во взаимодействие со следующими более старыми циклами: праздник БМ (еще не Успение) 15 августа (существует с нач. 5 в.) и цикл Софии -- палестинская трансформация цикла Шмуни и ее 7 сыновей (мучеников Маккавейских) с 1 по 8 августа (8 августа -- память освящения церкви Софии).

памяти дочерей Софии формируются внутри этого цикла (все они до 7 августа) в результате трансформации той формы почитания Маккавеев, в которой старший (и первый пострадавший) из сыновей имел уже определенное имя, причем, Хаббиб (Авив) -- > Агапи и перемена серии сыновей на серию дочерей. (это форма цикла хорошо сохранилась в Эфиопии, см. 1-2 нахасе: такая трансляция, где нахасе = август, без корректного пересчета дат на александрийский календарь, говорит об отсутствии коптского посредства; у коптов таких праздников и на самом деле нет). легенд о Софии соответствующего времени до нас не дошло (смутные отголоски -- Эфиопский синаксарь).

это приводит к тому, что в Палестине 8 августа отсекается, т.к. это уже и так дата большого праздника. дата сохраняется в Эфиопии (а в более раннюю эпоху, можно думать, в Александрии).

все это происходит весьма рано. по моим оценкам (пока что; еще буду думать) -- до Халкидонского собора, в эпоху активности императрицы Евдокии в Палестине (т.е. со второй пол. 430-х гг.).

-----------
NB тут еще нужно будет объяснить, откуда в Transitus S 3 богородичный праздник 13 августа (Успение там совпадает с Рождеством Христовым, и это 6 января). эта дата появляется как дата сбора апостолов в груз. пс.-Василии, т.е. за ней какая-то традиция 5 века точно имеется. вероятно, здесь я ошибался.
------------

в эпоху Зинона формируется цикл Успения с вознесением на 3-й день. в Палестине это дает цикл Успения: 9 (собрание апостолов), 10 (погребение), 12 (взятие на небо).

этот цикл полностью не сохранился ни в одном документе. но его начальная дата держалась очень долго: она сохранилась не только у коптов, но сохранялась и в Палестине даже накануне Юстиниана (грузинский Transitus пс.-Василия дает цикл с 9 по 16 августа, т.е. дата 9 августа продолжала восприниматься как очень значимая даже тогда, когда уже не было возможности привязать к ней сколько-нибудь значимые события внутри цикла Успения! -- в груз. пс.-В. апостолы собираются только 13 августа).

стандартная хронология событий в текстах конца 5 века (датировка: Lourié 2007): день х -- собрание апостолов, день х + 1 -- успение и погребение, день х + 3 -- взятие плоти на небо. если мы знаем, что основной датой начала цикла при этом было 9 августа, то получаем цикл 9, 10, 12.

модификации легенды о Софии в это время:

в древнейшей редакции 5 в. (сохранилась в сирийской версии): дочерям 7, 10, 12 лет, София умирает на 4-й день.
в 452 г. 7 августа -- очень большой праздник (завершающий день маккавейского цикла, связан с церковью Софии; в Житии Петра Ивира -- его первая служба в Майюме, сказано, что на "великий праздник"; все же не соглашаюсь с МвЭ, что это было именно Успение).
10, 12 августа -- две основные даты Успения.
15 августа = 4-й день от 12 августа -- праздник БМ 15 августа.
т.о., легенда связывает воедино Маккавейский цикл и Софию, Успение и праздник 15 августа.
датировка этого цикла зависит от датировки цикла Успения с взятием плоти БМ на третий день, а не в день Успения. моя датировка цикла -- из осторожного сравнения разных редакций "транзитусов". она поэтому м.б. более поздней, чем на самом деле. теоретически все это могло сформироваться даже и прежде Халкидона.

чуть более младшая версия той же легенды (эпоха Зинона): дочерям 9, 10, 12 лет. связь с палестинскими циклами Софии и Маккавеев теряется, но подчеркивается единство цикла с 9 по 15 число. -- вероятнее всего, что эта форма легенды соответствует перенесению палестинского цикла в К.поль где-то в эпоху Зинона.

----------
главная сцена Успения (взятия плоти на небо) -- видение отверзающихся небес. в армянском успенском цикле оно осталось связанным с Григорием Просветителем (праздник Шолакат "сияние" накануне Успения: видение Небесной Скинии над Эчмиадзином Григорию Просветителю), в византийском -- с Дионисием Ареопагитом (рассказ об Успении в Корпусе).

византийская (но эпохи Зинона, связанная с перенесением мощей в К.поль; подробнее здесь) память Григория Просветителя -- 30 сентября, на 50-й день от 12 августа, даты Успения в эпоху Зинона.

византийская (какого времени -- неясно) память Дионисия Ареопагита -- 3 октября, на 50-й день от 15 августа, даты Успения в эпоху Маврикия (конец 6 в.); м.б., локально где-то и раньше относили Успение к этому дню. подробности трансформации праздника 15 августа в Палестине неизвестны, хотя в обоих циклах эпохи Юстиниана он не мог быть днем Успения или взятия на небо.

Григорий Просветитель празднуется вместе с праздником "Покрова", 1 октября, где тоже Богоматерь и тоже отверстые небеса. (ср. Шолакат, хотя в Агатангелосе, где описывается само видение Григория, никакой связи с БМ нет; зато она есть в армянском календаре).

Дионисий Ареопагит празднуется вместе с Иерофеем Афинским (и связывает их тоже Успение), 4 октября.

в обоих случаях имеем 2-дневный цикл на 50-й день от Успения.

введние цикла Дионисия именно вместо цикла Григория как раз и объясняет, почему Григорий оказался задвинут куда-то далеко аж до своего второго пришествия в 886 году. обычно такого резкого исчезновения культов из обихода не происходит, если только их специально не перекрывают другими культами.

развитие культа Дионисия Ареопагита где-то в эпоху Маврикия -- очень вероятно. как раз тогда эта фигура перестала быть спорной для халкидонитов.

УПДАТЕ важно не забыть: для транспозиции эфесского цикла на Иерусалим был нужен сдвиг начала года с октября на январь. так и было: в Арм. лекц. -- год начинается с Богоявления 6 января, в позднейших груз. текстах -- с Рождества 25 дек., у Иоанна Зосимы -- с 1 января (гаритт пишет, что подозревать в этом римское влияние нельзя).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment