Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

Syro-Slavica паки.

продолжаю тему про пятницы, точнее, про Елевфериеву редакцию, которая имеет сирийский оригинал (там очень редкая профетическая хронология -- отводящая господству арабов 63 года; до сих пор была известна только из Псевдо-Мефодия, а это Сирия, Шингар; в пользу именно сирийского оригинала -- ошибка перевода, о которой я уже писал).
начало здесь и здесь.
тем временем я поискал всякую топонимику в Тюбингенском атласе Ближнего Востока -- безрезультатно...
так что теперь я остановился на версии сильной испорченности названия города -- т.е. такой, где хотя бы часть погрешностей в передаче происходит случайным способом (а не типичным для переходов имен собственных между такими-то языками и такими-то системами графики).

собсно, если наш город в двух главных ркп. -- в одной Шептаил, в др. Випитан, то хорошего тут мало. (неизданные ркп. добавляют Воспитал, ясно, что вариация на тему Випитан).

но "страна Лавра" как Лористан, в сасанидское время -- область Хузистана, -- это очень точно, без малейшего искажения. главный город сасанидского Лористана -- Шуштар. это не так уж непохоже на "Шептаил", а в сир. графике он писался также "мадинта д-Шуштрен", чем можно объяснить конечный согласный в форме "Випитан". разночтение начального согласного -- В или Ш -- повторяю, объяснимо из хорватской глаголицы: В появляется в сербской ркп. 15 века, которая вполне могла испытать хорватское влияние. еще, заметим, что в сирийской графике или при попытке ее прочтения возможны ошибки между Ш и П.

Шуштар, араб. Тустар -- второй по значению город Хузистана (Бет-Хузайе) после столицы Гундишапура (Бет-Лапата). основан при Шапуре 1 силами взятых в плен римских легионеров, которые построили стоящие до сих пор ирригационные сооружения.

традиционно там была очень влиятельная иудейская диаспора (см. тут, с. 526), а также место паломничества -- могила пророка Даниила. вообще-то она была в Шуше (ок. 30 миль в сторону; но Шуштар строился как "новый Шуш", так что эти города постоянно путаются при локализации могилы пророка Даниила).

христиан в Хузистане тоже хватало, в т.ч. монофизитов (а не только несториан), но тут ничего специфического не знаю.

Шуштар вошел в иудейские легенды о Данииле (наряду с Шушем-Шушаном): Гинцберг, искать на Shushtar.

важно, что в иудейских легендах о Данииле с Шуштаром (а не Шушаном) четко связывается один и тот же царь Кир. кажется, это тот самый царь (téléscopage тут вполне уместен), при котором происходит религиозный диспут в славянском тексте, где у него имя Кариан, Кириан...).

и еще важно, что наш славянский текст является апокалиптическим, в котором обретается древнее откровение, которое иудеи пытались скрыть.

подобная традиция есть у мусульман в связи с Тустаром (Шуштаром): сразу после его завоевания они обретают на мощах пророка Даниила его книгу, которую тут же переводят на арабский и узнают оттуда пророчества об империях (о Халифате в т.ч.), которые пытались скрыть (кто? по контексту похоже, что иудеи). этот хадис указывает на Тустар как на источник всей вообще мусульманской Reichseschatologie.

вопщем, будем копать. но что-то в этом есть.

пока самое слабое место -- указание автора славянского текста, будто "страна Лавра" находится на Западе. это значит, что сам он смотрел из середины современного Ирана, из Исфхана какого-нить. от Шингара это все сильно к западу.

АПД в неопубликованных редакциях: Шиньталь, Драчь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments