Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

против благодарности и вообще против ближних

проповедь в прошедшее воскресенье.

О пользе, которую мы можем получить от ближних.
Слово в Неделю 11-ю по Пятидесятнице
26.08/8.09.2002
Притча о царе и безжалостном должнике. Смысл ее не только в том, что мы должны прощать обиды, а в том, что мы, делая что-то ближним, не должны ожидать от них благодарности или похвал, потому что от этого бывает только вред нашей душе. Надо делать что-либо ближним, имея в виду только спасение души, и от ближних ничего не ждать, а ожидать всего только от одного Бога. Польза, которую мы можем получить от ближних, состоит не в благодарности, а в разных ситуациях, где мы можем стяжать смирение и избавиться от разных страстей.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы слышали в Евангелии притчу о том, как наследовать Царство Небесное, — о том, что Царство Небесное можно уподобить человеку царю, который стал разбираться со своими должниками, и нашелся какой-то должник, который был ему должен очень много денег, и царь повелел продать его, а также его семью, детей и имущество, чтобы вырученные деньги взять в уплату долга. Но тот молил его, чтобы он потерпел на нем, и царь, по милосердию своему, простил ему долг. Прощенный должник вышел на свободу и стал аналогичным образом разбираться со своими должниками. И попался ему какой-то должник, который всячески умолял его подождать, пока он отдаст долг, но тот не стал ждать, а посадил должника в тюрьму. А друзья этого должника, видя, что происходит, сразу пожаловались царю, что вот так поступил этот человек. И тогда царь вызвал этого человека и поступил с ним так, как первоначально собирался поступить, и никакого милосердия ему уже не было. Вывод, который Господь делает из этой притчи, собственно, тот же самый, что и из молитвы «Отче наш»: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», — т.е. прости нам наши долги (в буквальном смысле это деньги, но здесь, конечно, имеются в виду долги во всяком смысле) именно так, как мы прощаем другим. Потому что если мы не будем прощать, то никто не простит и нас. Вот такая притча.
В общих чертах смысл ее говорит сам за себя — что мы должны сами прежде всего прощать, и это будет главное условие, если мы хотим, чтобы и нас простили. Но тут смысл все же несколько глубже, и даже те, кто понимают этот сейчас высказанный мною смысл, очень часто не понимают ничего глубже этого. Приходится — хотя об этом даже как-то неудобно говорить христианам, а не каким-нибудь дикарям, — слышать какие-то жалобы, что «я там кому-то что-то сделал, а он мне не благодарен»; или «я им делаю то, то и то (например, каким-нибудь родственникам), а они со мной — и так, и этак, и вообще знать ничего не хотят и принимают все это, как должное, да еще и как-то ко мне плохо относятся». Т.е. говорящий так человек, значит, принимает всё это не за должное, раз его это так возмущает.
Это свидетельствует о том, что даже если мы на самом деле и делали что-то такое полезное нашим ближним (что еще далеко не всегда является фактом), мы, даже если при этом обманывали себя, что делаем это по христианским соображениям, делали это по совершенно другим соображениям. Например, для того, чтобы они остались нам благодарны, чтобы их поставить в какую-то зависимость от себя, т.е. как бы так купить, или просто для того, чтобы они жили так, а не сяк (а нам от этого приятно), или потому, что хотим им навязать свое представление о жизни… да мало ли тут может быть причин нехристианских. Но христианская причина, которая может быть и должна быть для всех наших действий по отношению к нашим ближним, — только одна: это исключительно спасение нашей собственной души. И это — приоритет вообще во всех делах, которые мы делаем, а также и когда мы решаем чего-то не делать. Соображение при этом должно быть одно: что полезно для спасения нашей души. Только тогда от наших действий и будет настоящая польза ближнему. А если мы сразу будем думать о пользе ближнего, а не о спасении нашей души, то ближнему будет вред, а нашей душе — еще больший вред. Потому что ближнему мы не во всем и не всегда будет от этого вред, а нам во всем и всегда.
Мы должны знать, что наши отношения с ближним — это для нас некоторый способ устраивать свои отношения с Богом. Об этом прямо сказано в Евангелии, когда, например, Господь говорит, что «если вы помогли малым сим, то вы Мне помогли», а если наоборот, то значит, наоборот. Поэтому в ближних мы прежде всего должны видеть Бога, но не думая, что ближний — это Бог, и нисколько его не обоготворяя, а думая, что через ближнего мы общаемся именно с Богом и именно с Ним устанавливаем отношения. Только от Бога мы хотим что-то получить, когда что-либо делаем, будь то по отношению к ближнему или нет. И если ближний как-то не остается нам благодарным, то надо подумать: а собственно, чего ему быть благодарным? — Мы же не ради него это делали, а ради Бога; конечно, мы о нем тоже не небрежем, и он для нас что-то значит, но опять же — он значит для нас что-то по-христиански и ради Бога, а не сам по себе; потому что если он для нас что-то значит сам по себе, то у нас к нему страстная привязанность, и это само по себе уже является грехом (даже если речь идет о наших детях или родственниках).
Какую же пользу мы можем получить от ближнего? Менее всего это благодарность. Потому что если мы получаем благодарность, и при этом мы христиане, то сама по себе она нас просто не должна задевать, нам это совершенно не нужно, и в этом смысле она просто бесполезна. Но, к сожалению, не такие мы хорошие христиане, чтобы она нам была бесполезна; гораздо чаще она нам вредна, потому что мы испытываем от нее некоторое удовольствие, начинаем что-то делать с расчетом на благодарность, испытываем неудовольствие от того, что не получаем благодарности; и это, таким образом, становится поводом для многих и многих грехов. Так что благодарность или, не дай Бог, похвала в наш адрес — это почти всегда для нас вред, который может быть только большим или меньшим.
А что мы можем получить полезного от ближнего? Мы можем получить от него исполнение всевозможных наших молитв к Богу, которые составлены действительно по велению Божию. Например, мы просим, чтобы Господь нас избавил от страстей и от разных привязанностей. У нас к ближнему могут быть разные страстные привязанности, а он может вести себя так, чтобы как-то указать нам на это и нас от этого избавить, — например, показать, что мы ему совершенно безразличны; и таким образом, мы увидим, что он нам небезразличен, причем небезразличен не в Боге, а потому, что нам просто хочется, чтобы он относился к нам хорошо. Как этого может хотеться? Мы хотим, чтобы Господь к нам хорошо относился, а Он и так к нам всегда хорошо относится, только вот мы, бывает, к Нему плохо относимся. Как нас может уязвлять то, что кто-то из людей нас не любит? Это может означать только то, что, по крайней мере, в этом мы не христиане. А еще чаще мы просим Бога, чтобы Он даровал нам смирение. И вот, смирение — это такая добродетель, которая особенно хорошо подается через ближних, — но не тогда, когда они нас хвалят и бывают нам благодарны, а тогда, когда они делают нам разные гадости; тогда, когда они отвечают нам неблагодарностью, когда они ставят нас в какое-нибудь унизительное положение. Все такие ситуации надо принимать, как прямой ответ Божий на наши молитвы: вот, мы молились, чтобы Господь нам даровал смирение и прочие добродетели, — и Господь нам дает ситуацию, где нам только остается, так сказать, подобрать их с пола, потому что все уже нам дано, а мы только должны взять и смиряться. От ближних мы никогда не должны ничего хотеть — ни чего-то материального, ни их самих, — а хотеть чего-либо только от Бога, причем хотеть всегда одного и того же, а именно, Самого Бога. Потому что Бог нам заповедает на самом деле просить у Него не того-этого, а Царствия Небесного; а Царствие Небесное — это есть Он Сам. Поэтому-то Господь в той притче, которую мы слышали сегодня, говорит: «Уподобися Царствие Небесное человеку Царю», который и есть Сам Господь Бог. И вот, Господь Бог да подаст нам Самого Себя — а тогда Он подаст нам и тех ближних, которые сами захотят с Ним пребывать; и Господь да подаст, чтобы все православные христиане таким образом спаслись и вошли в Царствие Небесное. Аминь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments