Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

от избытка счастья

как темы для комментов, перетаскиваю нитку сюда.
Главное (на мой взгляд) различие т.зр. в той дискуссии: это отнюдь не вопрос о том, может ли нечто житейское доставлять некоторого рода радость, т.е. не будет ли это грехом, -- а вопрос о том, с какой стороны смотреть. В смысле: можно прочитать Нагорную проповедь как указание получать некоторый кайф от ряда упражнений мазохистского типа. Можно даже так прочитать все евангелие и христианство: вы, мол, дураки-иудеи и иже с ними, стремитесь к радостям садистским (в смысле Фромма: власть и т.п.), а надо стремиться -- к мазохистским (тоже в смысле Фромма: унижение, подчинение и т.п.). Очень часто считают, в т.ч. многие номинальные христиане, что настоящее христианское поведение -- это мазохистский тип личности. На этом основано, например, почти все духовное руководство в МП. Правильно, в общем, говорят, что попы обманывают... (кто так говорит, обычно подразумевает, что попы-то знают, в чем настоящие радости, -- не в мазохизме, а в садизме :-) .
Брр... из такой проблематики хочется поскорее вынырнуть и поскорее занюхать ее чем-нибудь примитивным, но менее извращенным, -- ну, хоть цветами на лугу... Типа: я тут пока цветов понюхаю, а потом пойду, ближнему помогу... потом опять понюхаю... и опять помогу... Конечно, это более достойный вариант, но он явно суррогатный: не может такое быть итогом всех человеческих достижений в области придания смысла собственной жизни.

Поэтому все-таки: если Бог есть (и это не "бог философов" -- Декарта и Ко., -- которого все равно что нет), то смысл исполнения заповедей и смысл вообще всего -- не в том или другом эмоциональном состоянии. Равно как и не в тех или иных измениях внешней обстановки.

Смысл -- в приобщении к другой жизни, т.е. участие в жизни Бога. А это нельзя сделать, всерьез увлекаясь своей. Можно это сделать, только как Христос: Он ведь Богом все время оставался, хотя, будучи человеком, постоянно решал какие-то тактические задачи. Вот и нам, если мы в это начнем верить, захочется быть человеком именно так, как это делал -- и делает (немаловажное уточнение) -- Христос.

Это означает, в буквальном смысле слова, "революцию" -- переворот всего вдруг. Но это другая тема. А начинал-то я свой "поток сознания" с более прозаического: с наблюдений, как житейское счастье (и в смысле 1, и в смысле 2, согл. классификации bbb) портит людей. Не в том смысле, что автоматически портит, а в том смысле, что... люди начинают держаться за свою жизнь и вовсе не собираются добровольно ее ни на что менять, особенно не собираются -- на жизнь Бога. Чтобы меньше хотелось продолжать это глупое занятие, держаться за свою жизнь, случаются всякие штуки, которую эту самую жизнь приводят в соответствующее состояние. Когда мне было 20 лет, один старенький и ныне покойный священник мне сказал: "Если ты сам себя не будешь ломать, тебя Бог будет ломать". Конечно, самому лучше. Но лишь бы хоть как-нибудь...

Об этом мне приходится думать каждый день, т.к. именно каждый день я общаюсь с людьми, которых ломает очень сильно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments