Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

критическая агиография

чуть поменял название и вступление гл.1 и начал гл.2.

Глава I. Нарратология "с логической точки зрения"

Достаточно очевидно, что агиография занимает некое особое место между историческим повествованием, с одной стороны, и повествованием художественным или сказочным, с другой. В литературах христианских народов именно агиография, как заметил еще Веселовский, заполняла середину между двумя этими полюсами. Но современная нарратология развивалась без какого-либо внимания к агиографии, и поэтому нам придется начать с того, чтобы прояснить тут базовые понятия.
"Базовыми" мы будем считать только те понятия, которые принадлежат логическим основаниям нарратологии, а не ей самой. Именно поэтому мы воспользовались в названии этой главы заголовком работы Куайна "From a logical point of view".
-------

пикантность в том, что Куайн не считал модальные логики за логики. считал, видимо, за какое-то барахло. не вполне пока что понимаю его т.зр.
но без Куайна они не зацвели бы таки буйным цветом -- как, особенно, у наиболее буйных Д. Льюиса, Патнема, Дэвидсона...

--------

Глава II. Макроструктура нарративного мира в статике

Мы, наконец, подошли к внутреннему устройству нарративных возможных миров.
Вся современная нарратология вышла из современной философии языка, которая, в свою очередь, вышла из одного главного источника - логики Фреге, который решил обратиться к устройству естественного языка для того, чтобы лучше понять язык математики и язык науки. При последующем развитии эта изначальная для аналитической философии интуиция единства человеческого языка - будь это естественный язык в его бытовой разновидности или естественный язык, но в качестве языка науки или языка поэтического, - столь отчетливая у отцов-основателей аналитической философии Фреге и Витгенштейна, - постепенно потерялась из виду. О ней стали забывать настолько, что со второй половины XX века стало обычным делом ее отрицать. Обычно за таким отрицанием стояла междисциплинарная раздробленность: литературоведы плохо представляли себе, что происходит в философии науки, а философы не интересовались литературоведением и лингвистикой. Поэтому даже самые яркие параллели оставались незамеченными (мы уже отчасти коснулись этого на примере Долежела и Анкерсмита, которые очевидным образом могли бы обогатить нарратологию друг друга; но еще больше пользы могло бы быть, если бы оба они полноценно учитывали философские разработки Куайна и Патнема…).
Следствием исторической зависимости нарратологии от лингвистики стало рассмотрение структуры нарратива в категориях Фреге - классического "треугольника Фреге" знак-значение-смысл . Это было характерно не только для структуралистов, но и для Долежела. Впрочем, все, и особенно Долежел, отчетливо понимали, что, применительно к нарративу, в вершинах этого треугольника не могут быть те же самые понятия, что и в лингвистике. Но какие же именно понятия образуют треугольник Фреге для нарратива?
Ответу на этот вопрос будет посвящена настоящая глава. Макроструктура нарратива, о который мы тут будем говорить, - это именно вершины нарратологического треугольника Фреге.
Говорить о макроструктурах имеет смысл только в противопоставлении их микроструктурам. Мы заимствуем это противопоставление у Долежела. Он различает макроструктуры нарративных возможных миров и их микроструктуры. Микроструктуры - это конкретные события, сюжеты и т. п., разворачивающиеся в этих возможных мирах. Макроструктуры - это сам "ландшафт" подобных событий. Рассмотрение микроструктур мы намерены отложить до части 3 этой работы.
В настоящей главе макроструктуры будут рассматриваться, главным образом, в статике. К рассмотрению их функционирования мы перейдем в следующей главе.
Три вершины нарратологического треугольника Фреге Долежел называет "текстура", "экстенсиональное содержание", "интенсиональное содержание". Мы сохраним эти названия и сейчас перейдем к описанию этих вершин. Начнем с текстуры - не потому, что это самое простое, а потому, что здесь для нарратологии существует серьезная и слабо осознаваемая проблема, а количество теоретических разработок, на которые тут можно опереться, минимально. Поэтому разговор о текстуре должен будет закончиться довольно быстро. Основной объем этой книги будет посвящен взаимосвязям экстенсионального и интенсионального содержания нарратива.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments