Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

церковные проблемы

и в РИПЦ, и в РПЦЗ(В) сейчас намечаются соборы.

1. РИПЦ.

по богословским проблемам опубликован предсоборный доклад архиеп. Тихона.
что позитивно: сильное смещение, по сравнению даже с прошлым годом, в сторону строгого православного исповедания, которого у РИПЦ никогда не было (и нет до сих пор: оно будет не раньше, чем будет осуждено решение собора РПЦЗ 1994 года о киприанитах). но содержание доклада -- подгонка под заранее заданный (православный) результат всего смешения богословских теорий, которые имеют хождение в РИПЦ. чтобы не разбирать подробно, достаточно одного абзаца, относительно безблагодатности МП и мирового православия:

Как и прежде, последнее слово в этом непростом вопросе принадлежит соборному разуму Церкви в соответствии с требованиями свв. канонов и святоотеческим учением. Только Собор вправе окончательно и авторитетно разрешить этот вопрос. До решения Собора все мы можем выносить свои частные суждения по этому вопросу, обсуждать его и обмениваться мнениями. Однако, повторимся, полнота решения принадлежит только Собору.

"соборный разум Церкви" отождествляется с "Собором" -- типичная подмена понятий. и дальше прописана процедура, из которой подмена совсем уже очевидна: до собора у нас только личные мнения, а как случился собор -- сразу соборный разум церкви.

если принимать эту фразу буквально, то в ней выражено характерное для РПЦЗ верование в магическую силу соборов, совершенно аналогичное вере в непогрешимость папы Римского ex cathedra. собор, согласно этой вере, мыслится как коллективный непогрешимый папа Римский, который говорит заведомо ex cathedra.

разумеется, в эту веру никак не вписывается возможность разбойничьих соборов, формально правильно собранных и даже вселенских. если же такую возможность учитывать, то станет ясно, что никакие соборы не могут иметь в Церкви окончательного авторитета. авторитет соборов точно так же зависит от церковного признания, как и все остальные церковные авторитеты, а процедура церковного признания никогда не была и не может быть формализована.

если из аргументации архиеп. Тихона выбить эту веру в соборный папизм, то от нее вообще ничего не останется (кроме тех ее частей, которые почерпнуты из православного вероучения, и согласно которым ничто не мешает утверждать безблагодатность мирового православия уже сейчас, а также осудить как еретические собор РПЦЗ 1994 года и Рождественское послание митрополита Виталия от 1986 года).

2. РПЦЗ(В)

тут возникло предсоборное осложнение.

авторы "осложнения" просят запретить две вещи одновременно: рукополагать евреев и психиатрию. дай им Бог здоровья.

да, это проблема: все себя считают здоровыми. особенно в церкви.

впрочем, осуждение "православной психиатрии" (а не всей вообще психологии и психиатрии, как у данных авторов) -- идея хорошая, я бы поддержал.

что касается позиции русских архиереев, включая новомучеников и поместный собор, относительно царской семьи в 1917-18 годах, то осуждения она, конечно, заслуживает, и церковное покаяние в ней необходимо. но не надо выдумывать из нее ересь. такие эксперименты могут быть полезны только внутри МП, а у нас (в ИПЦ) должна быть только отчетливо православная догматика.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments