Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

чуть-чуть болтовни на духовные темы

наткнулся в сети на мемуар о.Кураева (надеюсь, подлинный):
Да, я “в партии власти” – если говорить на языке газеты "NN". На церковном же языке это звучит гораздо проще: я в Церкви, я не отделяю себя от ее епископата и не противопоставляю себя Патриарху. Я в послушании тем иерархам, которых Господь Промыслом Своим поставил для церковного руководства. Однажды я попробовал дать резкий совет церковным иерархам – по поводу той самой шамбезийской унии. И, по правде сказать, испугался последствий. Нет, я испугался последствий не “карьерных”. Я испугался последствий духовных: я вдруг заметил, что я готов встать в позу “спасителя Православия”. Тот “профессор богословия”, что за левым плечом, начал нашептывать мне всякие льстивые словечки. И я испугался – ибо если бы я отождествил себя с такой ролью, это и было бы верной гибелью для души. Это и было бы худшим фарисейством. Так что я лучше пойду в мытари. В коллаборационисты. В партию власти. Там пока духовно безопаснее.

признаться, тогда, в 94 году, меня приятно удивил его такой живой интерес к теме Шамбези, т.к. я думал, что он догматикой не интересуется. а теперь вижу, что между нами было тогда еще более сходства.

я тоже все время старался быть в партии власти -- в партии святых. поэтому мне было очень важно оказаться там, где были Максим Исповедник и Григорий Палама, и совершенно неважно, оказаться или нет там, где Московская Патриархия и ее священноначалие (хотя я совершенно не противопоставлял себя епископату и, тем паче, лично до сих пор мною уважаемому патриарху). если мы (вместе с о.Кураевым) считали архиерейскую массу на соборах подобием некоего стада, которое можно только пугать хлопушками, и к которому бесполезно обращаться с человеческой речью, то ни он, ни я никакого противопоставления в этом не усматривали. с пастырями этого стада, сиречь, с митрополитбюро, мы как раз шли на "серьезные разговоры".

мемуар о.Андрея очень интересен тем, чтО мы с ним воспринимали в качестве первичной церковной реальности. для меня это были только святые, хотя я и знал их только из книг. для него, оказывается, -- конкретные епископы и патриарх, непонятно почему выбранные среди множества других конфессий и юрисдикций. сказать, что опыт личного бытового общения важнее, чем опыт из книг, -- рискованное заявление, да и вряд ли возможное со стороны о.А.

почему о.А. считает, что именно этих, а не других иерархов "Господь Промыслом Своим поставил для церковного руководства"? это совершенно иррациональная вера. ее можно было бы принять на основании какого-то исключительного откровения Божия лично о.Андрею, но он ни о чем таком, вроде, не говорил. (вот Иоанн Крестьянкин -- да, говорил: ему было видение Сергия Страгородского; это я понимаю! а о.Андрея -- не понимаю).

мысль о "спасении Православия" мне как-то никогда не приходила в голову. бытие Православия -- это единственное, о чем я никогда не беспокоился, тк. всегда был в нем уверен. а о бытии Церкви в России тогда думалось в перспективе: мол, сейчас пока бытия-то почти и нету, но оно может (должно) быть... но, если должно быть, то как раз важно присмотреть, чтобы епископат был православным.

потому было просто как-то стремно откзаться от ясного единства веры со святыми отцами (которые только единственно и привлекали в православии) и остаться в обществе этих непонятных людей, именующих себя епископами, но совершенно не способных, как оказалось, к ясному исповеданию святоотеческой веры.

---------

вот так мы сделали разные выводы из одинаковых посылок.

================
и несколько на другую тему: недавно подумалось, что в истории русской литературы был поэт, который в поэзии занимает ровно то же православное место, что и Шмелев в прозе; причем, это был человек, всю жизнь сознательно веровавший, аскетический и жертвенный, вполне готовый умереть ради ближних и даже малознакомых людей (что с ним несколько раз едва ли и не произошло). но: по странному стечению обстоятельств, этот поэт был М. А. Кузмин. у него есть прекрасные стихотворения о пробуждении веры, о церковных праздниках, о народном русском православном быте. да и вообще это едва ли не лучший русский поэт 20 века. так что всем православным особо рекомендую. поможет понять также и Шмелева и Нилуса (и даже, скажем, Германа Подмошенского).
начать знакомство можно отсюда http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00338011190210800941/page/12/ (особенно с цикла "Праздники Пресвятой Богородицы").
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 116 comments