Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

2 Енох, или О пользе эллинизма...

стоило вчера поболтать с surjojo об эллинистическом иудаизме, как сегодня на рассвете (почему-то у меня обострение научной активности чаще всего часов в 5 утра) я, кажется, преодолел многолетний, года с 1994, затык с пониманием солнечного календаря во 2 Енохе (он там параллелен главному, лунно-солнечному, который я реконструировал в 2006) -- где 10 месяцев, из которых 8 по 35 дней, а 2 по 42. еще Жобер писала, что он не имеет никаких параллелей.

строго говоря, Жобер не была права. 10-месячные солнечные календари встречались время от времени, но точно такого и впрямь не было. напр., древнейший римский календарь отличался от 2 Ен. очень сильно.

а вот сегодня до меня дошло, что вторая версия Афинского календаря пританий (та, что была введена ок. 407 г. до РХ и потом долго держалась) -- не очень! а ведь уже было известно, что эллинистическая, грекоязычная культура на 2 Еноха повлияла вовсю, и у меня еще при реконструкции лунно-солнечного календаря получалось, что сам этот календарь (не путать с книгой, из которой мы о нем знаем!) мог сформироваться в 4 в. до РХ (это на основании особого характера связи лунно-солнечного календаря 2 Ен. с древнеегипетским).

календари так наз. пританий, с годом из 10 месяцев, были в афинском обществе параллельны календарям с годом из 12 месяцев, причем, годы обоих календарей с 407 г. были синхронизированы, как мы это видим и в 2 Ен., а базовая длина 1 месяца в той же форме афинского календаря стала тоже 35 дней.

специфика "пританий" в 2 Ен в том, что этот календарь синхронизируется с К364, т.е. с другой величиной продолжительности года, а также в том, что границы месяца никогда не нарушают седмичный цикл, поэтому число дней месяца поддерживается кратным 7 (т.е. в тех месяцах, когда дней д.б. больше 35, их может быть только 42 -- ну, или, понятно, 49, но это бы создало сильную асимметрию, чего календари не любят).

уфф.

теперь бы решить последнюю загадку 2 Ен., все еще, хотя и косвенно, связанную с календарем: откуда там в славянском формы названий месяцев ниЦан и Цеван? моя палочка-выручалочка, предположение о сирийском тексте-посреднике, тут не работает. а что работает?

вопщем, все равно уже можно со спокойной душой переходить к реконструкции календаря 3 Варуха ))

ссылка по теме, чтоб не забыть: http://muse.jhu.edu/login?uri=/journals/american_journal_of_philology/v120/120.3dunn.pdf
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments