Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:
  • Mood:

Liber Hierothei--6

что мы имеем с гуся (на данный момент):


моя интуиция о том, что автор имел в виду "историческую" (юлианскую) дату Распятия 25 апреля (а не марта!), пока что выглядит следующим образом.

дата 25 марта (для Распятия; т.е. 27 марта для воскресения) -- это абсолютный мейнстрим во всем христианском мире, прослеживается уже со 2 в.
источник тут только символическая связь победы света над тьмой с весенним равноденствием, которое в 1 в. по РХ было около этой даты. встречаются также даты 22-23 марта (отсюда воскресение 25 марта), где просто корректируется то же самое равноденствие.

уход в апрель -- это уже что-то экзотическое, существование чего надо специально доказывать. тем не менее, одно эксплицитное свидетельство в пользу и апреля и, что самое главное, наплевательства на равноденстие я уже нашел: яковитский мартирологий раббана Слибы (ed. Peeters 1908) датирует Распятие 14 числом сирийского "нисана", т.е. апреля. -- это важно как прямое свидетельство отказа от равноденствия и возможности апрельской даты. традиция раббана Слибы достаточно далека от LH, т.к. поздняя и западная. но тем примечательнее, что в ней все-таки сохранилась такая архаика (для сравнения: ни в одном из сирийских календарей, изданных в PO 10, ничего такого не сохранилось).

но надо искать антиохийские (точнее, наверное, будет сказать "эфесские") традиции 4-5 веков. теоретически они могут сохраниться всюду (как, напр., всюду сохраняется антиохийский праздник Преображения 6 августа), но практически наиболее вероятны следующие депозиты антиохийских традиций:

1. несторианская традиция. -- тут не знаю, что смотреть. литургические книги устроены так, что там "исторические" даты не фиксируются. не знаю, будет ли что в начале Chronique de Seert? у меня ее нет (т.е. именно начала). если бы кто помог, был бы очень признателен.

2. грузинская традиция. -- вроде, всё уже посмотрел и кое-что нашел. это уже упоминавшиеся здесь памяти Лонгина и жен-мироносиц. Гаритт не заметил, что они образуют цикл: Лонгин 24 и жены-мироносицы 25 апреля.

самое же интересное -- "цмидиса Зайси" 27 апреля, которой посвящена вот эта загадка. думаю, что там было под титлом "цмидиса Задикиси", где второе слово было записано (в асомтаврули или в нусхури) в виде zadsi (в орфографическом варианте именно через букву дони, а не тари), а титло приходилось над дони или сливалось с верхней чертой этой буквы. в такой ситуации (в асомтраврули и в нусхури, но не в мхедрули) легко "дони" прочитать как сочетание титла и hie. NB употребление титла при обозначении такой рубрики вероятно в высшей степени.

итак, исконное празднование на 27 апреля -- "Святой Пасхи". понятно, что имеется в виду "историческая" юлианская дата Пасхи, а не ежегодное празднование Пасхи как таковой.

употребление в грузинском армянского термина для названия Пасхи обычно свидетельствует о принадлежности к раннему слою грузинской богослужебной традиции.

правда, для меня все равно остается неясным смысл празднования на 4 миле дороги на Иерихон.

3. маронитская традиция, но только ее древнейший слой. -- надо будет еще глянуть в Chronicon Maroniticum / Brooks, tr. Chabot // Chronica minora, CSCO. опять вопрос: нет ли уже дигитализированного этого тома CSCO?
но в целом я все ранние маронитские документы помню, там ничего нет.

4. сирийская монофизитская традиция Ирана. -- тут вообще очень мало документов. из того, что издано, ничего нет (но это я по памяти). к сожалению, неиздана начальная часть всемирной истории Иоанна бар-Пенкайе, а она-то тут бы и пригодилась более всего. впрочем, тут я могу навести справки у Райнинка и, мб., Брока.

---------

остается, впрочем, совершенно неясным, зачем могло понадобиться это тяготение к 25 числу в апреле, а не в марте (когда бывает равноденствие). пока у меня две гипотезы:

1. исходили из того, что на год Распятия приходилась интеркаляция дополнительного лунного месяца,
2. вообще ни из чего не исходили, а тупо перенесли на апрель мартовский стандарт.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments