Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

православие

прочитал прекрасное:
я давно уже подозреваю, что важно ни то во что ты веришь, а то что ты православный, ни то как ты веришь, а то что ты православный, ни то что ты не веришь, а то что ты православный.

и вспомнил, что мое желание найти себе какое-нибудь другое православие, в котором вышеозначенное правило не действует, сформировалось в два этапа.

до этих этапов я видел у всех интересующихся православием молодых людей только -- всегда и обязательно -- декларируемый интерес к святым отцам. (дело было в начале 80-х, людей с комсомольской психикой в православии, даже МПшном, еще не было, а все некомсомольское я тогда принимал за чистую монету).



1. первый этап был с одним моим приятелем, студентом духовной академии: как-то однажды я почувствовал, что, несмотря на хорошее личное отношение ко мне и уважение к моим интересам, разговор с ним о статьях Мейендорфа про исихазм, определенно, не клеится. -- довольно скоро (через пару-тройку лет) для меня все стало на свои места, когда у этого моего приятеля возникли неприятности из-за милиции, неожиданно нагрянувшей в сауну, где он проводил время с проститутками.

надо сказать, что этот мой приятель был человек достаточно честный и ответственный, так что вместо церковной карьеры он выбрал достаточно светскую и сейчас живет неплохо, функционируя в сфере бизнеса.

другому моему аналогичному (казалось бы) приятелю тех же лет и тоже студенту духовной академии (тому, кто мне впервые давал на дом джорданвильские репринтные томики Добротолюбия) повезло меньше. он стал попом и пошел делать церковную карьеру в ведомстве нынешнего местоблюстителя. все было хорошо, но спустя сколько-то лет он был найден убитым в своей квартире, павшим смертью пидара (т.е. от руки "случайного знакомого").

2. второй этап был связан с догматикой как таковой. некоторые приятели моей юности (не буду их называть; еп. Иларион Алфеев тоже был в их числе, но мои "формативные" наблюдения происходили с другими людьми), декларируя верность и демонстрируя неподдельный интерес к святоотеческому православию, говорили ровно те же вещи, что и еп. Иларион Алфеев в нынешнем интервью.

это несколько отличалось даже от Мейендорфа: "старики" его поколения на такие вопросы не отвечали, т.к. даже не могли толком понять, когда перед ними пытались их поставить. а эти ставили вопросы и отвечали -- именно так, как сейчас еп. Иларион.

степень отличия в нашем понимании православия меня тогда поражала тем, что она напоминала беседы об исихазме с упомянутым моим приятелем. вот и здесь у нас происходили такие же (по степени различия углов зрения) беседы и об исихазме, и о догматике.

эти беседы по-своему полезны и уж точно имеют право на существование, но просто при этом неправильно нам быть в одной и той же церковной организации. относительно МП мне пришлось смиренно признать, что хозяева там -- все-таки "они", а не "мы".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments