Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

Нафанаил и Варух

одна из наименее понятных и поэтому наиболее интригующих историй в Евангелиях -- об избрании 5 учеников, в их числе Нафанаила (больше нигде не появляющегося, по кр. мере, эксплицитно, под этим именем; идентификации же его с другими апостолами сильно варьировались в разных традициях).

у меня есть очень давняя мысль (10+ лет), которую в этом году надеюсь доработать: о том, что здесь та же традиция, что и 5 писцов в Апокалипсисе Ездры, и еще она в притче о 10 (= 5 + 5) девах, особенно в тех ее вариантах, где девы имеют имена, которые, по-моему, сходятся с арамейскими именами писцов Ездры... ну и т.п.

один из аргументов в пользу этой теории -- слово "писец", прибавленное к имени Нафанаила в Диатессароне (об этом особенно вот эта статья).

и вот сейчас дошли у меня руки до внимательного чтения грузинской анонимной (и древней) псевдозлатоустовой омилии об ангелах, изданной МвЭ 1971. там про Нафанаила очень крутая история, которая прекрасно "вписывается" в его образ писца:

к сож., в омилии легенда изложена между делом и поэтому очень кратко:

Нафанаил был рожден от блудницы в Галилее, которая подбросила его в дом к некоему богатому человеку, о котором было известно, что он молится о даровании ему сына, но никак не может получить. зная это, блудница подбросила младенца в его сад под смоковницу в надежде, что человек воспитает его как собственного сына. человека звали Варух. приемному сыну он очень обрадовался и назвал его Нафанаил (т.е. Феодор, или Богдан -- всё логично :-). когда Нафанаил вырос, а Варуху пришла пора умирать, он позвал его и сказал: скоро придет Мессия, но я до него не доживу, а ты доживешь. ты его узнаешь по тому, что он скажет, что видел тебя под смоковницей.

дальше омилия переходит к пересказу евангелия.

тут явно, что Варух -- пророк.

исторический пророк Варух -- это именно писец при Иеремии. эта роль особенно акцентирована в "Паралипомена Иеремии".

тогда логично, что сын у него, пусть и приемный, -- тоже писец.

легенда дает какой-то ключ к Галилейскому бэкграунду евангелия. если не ключ, то что-то все равно дает.

но что особо интересно: она приближает время Варуха вплотную ко времени Христа. по легенде никак не может быть, что этот Варух жил еще во времена вавилоноского пленения, но просто сильно зажился, еще круче Симеона Богоприимца. нет, там все вполне обыденно.

и што с этим делать теперь? конечно, апокалипсисы Варуха (2 Вар и 3 Вар) по времени близки к НЗ (2 Вар вообще, гипотетически, по Ривке Нир, христианское произведение), но Варух-то там считается древним, "аутентичным"!

а тут -- прям нет слов.

надо искать еще какие-то звенья.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments