Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

богословское, интересное

из недавно опубликованного письма св. мученика, еп. Виктора Глазовского (Островидова) к (сергианскому) епископу А., 15 янв. 1928.


опубликовано в: Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы / Составитель Л.Е. Сикорская. М.: Братонеж, 2008, 409-413.

1. "По моему мнению, храм без благодати Божией делается местом идолопоклонничества, и самые святые иконы, оголенные от животворящей их благодати Божией -- идолами." (с.409)

мысль о десакрализации, вроде бы, очевидна, т.к. основана тут на ясной аналогии с храмом (а храм = икона -- это классика богословской апологии иконопочитания). кроме того, очевидно, что православные изначально иконы, попавшие в еретический культ, становятся орудием служения "богам язык", которые известно кто.

по-моему, здесь мысль та, что правильный культ иконы возможен только в рамках правильного культа. можно сказать с уверенностью, что еп. Виктор тут не имел в виду, что, в случае возвращения храма с иконами от еретиков, иконы в нем нужно сокрушить, как идолы. эта тема не была актуальна в полемике с каким бы то ни было иконоборчеством (кроме, мб., и то отчасти, малоизвестного спора об иконопочитании на излете исихастских споров 14 в.).


2. "Или Вы думаете, что Сергий [Страгородский] лучше Антонина [судя по контексту, Грановского; Лидия С. почему-то не комментирует]? Его заблуждения о Церкви и о спасении в ней человека мне ясны были еще в 1911 г. И я писал о нем в старообрядческом журнале, что придет время, и он потрясет Церковь. Так оно и вышло" (с. 410).

такие штуки надо комментировать, хотя Л. Сикорская, конечно, и без того сделала огромную и очень важную работу.

о каком писании Сергия тут идет речь, это понятно, но о какой статье еп. Виктора? перепечатана ли она в наше время? а ведь надо бы!
АПДЕЙТ публикация имеется! http://vershillo.wordpress.com/%D1%81%D1%89%D0%BC%D1%87-%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8B/

(любопытная деталь: в эпоху свободы печати, т.е. после 1905 года, место для публикации статьи с критикой действующего члена синода, каковым в 1911 г. уже был Сергий, нашлось только в старообрядческом издании, над которым не было духовной цензуры.

и уж еще любопытно: ср. этот пассаж с известным (опубл. еще в архиве Губонина) увещательным посланием еп. Виктора к тому же Сергию годом раньше, которое начинается с немыслимых сантиментов по поводу "родной" подписи Сергия на документе и "слезах", что "невольно потекли из глаз"...

АПДЕЙТ статья еп. Виктора была направлена против Сергия Страгородского и Антония Храповицкого. опубликована под псевдонимом:
Странник. "Новые богословы". //Церковь. 1912. N 16. С. 381-383
фрагменты есть здесь: http://www.omolenko.com/otstuplenie/sergianstvo.htm
АПДЕЙТ-2 публикация имеется! http://vershillo.wordpress.com/%D1%81%D1%89%D0%BC%D1%87-%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8B/
да, благонамеренная статья и в критической части правильная (правильно указывает на протестантизм критикуемых авторов). но в позитивной части остается неясной, т.к. не дает правильных (и вообще никаких) ответов на вопросы, правильно поднимаемые "протестантами". т.е. не знает автор об учении Максима Исповедника о святости (обожении) εν δυναμει / εν ενεργεια...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments