Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Покров, еще немного деталей


почему Андрей Юродивый видел свое видение именно в "гробе" (σορος) при церкви во Влахернах?
часовня "гроб" была построена специально для ковчега (σορος) с ризой Богоматери при императоре Льве I, когда аутентичная легенда о ее обретении (дошедшая через Historia Euthymiaca и восходящая к императрице Пульхерии) была заменена легендой с участием Гальбы и Кандида. это видно из описания мозаик в часовне (вокруг Богородицы изображены имп. Лев и его семья; также изображения Гальбы и Кандида). тогда же дата праздника (первоначально входившего в цикл Успения) перенеслась на 2 июля. это все датируется совершенно точно, т.к. в первоначальной редакции легенды о Гальбе и Кандиде было названо место, где находился дом еврейской женщины, владевшей ризой, -- Кариафиарим, а 2 июля в палестинском календаре -- праздник Ковчега Завета в Кариафиариме (месте его временной стоянки, пока не был достроен Храм). тогда же изначально погребальная риза Богоматери была переосмыслена как просто риза. обо всем этом в моей статье про Historia Euthymiaca.

но чего еще не было в этом культе втор. пол. 5 века -- это отношения к Ризе Богоматери как хранительнице Города. такое отношение рождается в 7 веке, но не во время чуда о Неседальне (626), а в 619-20 гг., когда обстоятельства войны с персами (тогда очень плохие) поставили под угрозу саму столицу.

соответствующая агиографическая легенда называется повествованием о положении ризы Богоматери и описывает, как был установлен праздник 2 июля. но, с учетом сказанного выше, нужно заметить, что она говорит, на самом деле, не об установлении праздника, а о его возобновлении в новом качестве.

характерно, что эта легенда -- BHG 1058 -- составлена не как отдельное произведение, а как расширение (одной из поздних редакций) старой легенды о Гальбе и Кандиде (BHG 1058a-s, 1058a древнейшая из сохранившихся, но уже не оригинал). расширение превосходит объем первоначальной легенды чуть ли не в два раза.

актуальное до сих пор издание текста расширения (и двух редакций его слав. пер. + рус. пер.) -- Лопарев 1895 (поправки к изд. -- Курц, ВВ 1896). историческая часть исследования Лопарева, увы, совсем мимо. исторический комментарий и англ. пер. текста: Averil Cameron, "The Virgin's Robe: An Episode in the History of Early Seventh-Century Constantinople," Byzantion 49 (1979): 42-56 (Камерон, впрочем, тоже ошибочно полагает, будто это текст о первоначальном установлении праздника 2 июля).

итак, новое (установленное лишь в 619/620) качество праздника 2 июля -- Риза Богоматери как "палладий" Города.

новая легенда, вполне в духе старой, акцентирует значение "сороса" (ковчега, где хранилась риза) как Ковчега Завета; на нем даже служится литургия.

часовня "гроб" с Ризой Богоматери сохраняла свое значение долго, до 911 года (terminus ante quem для видения Андрея Юродивого) точно.

ковчег Завета -- это как раз тот объект, над которым уместно увидеть Небесную Скинию.

видение Саака Партева, как и его образец -- видение Григория Просветителя -- было видением Небесной Скинии.

видение Андрея Юродивого стало "конкурирующим" видением Небесной Скинии. Богородица как Скиния -- это традиционно (кажется, начиная с Прокла К.польского). тут новое -- что скинией становится омофор.

омофор -- это не шарф, а платок, закрывающий голову и плечи, т.е. и впрямь похоже на скинию (палатку).

-----------

чтоб не забыть: среди мозаик 12 патриархов в Св. Софии, выполненных при Льве Мудром и Фотии, один из патриархов -- Григорий Просветитель. на месте не видно, но фиксируется на рисунке Fossato, 1830-е.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments