Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

столп святого Симеона Дивногорца (6 в.)

первым столпником был святой Симеон Старший (+ 459), подвизавшийся близ Антиохии (Антакья в Турции), но на территории современной Сирии. там сохранились развалины его монастыря и столпа, долгое время бывшие местом паломничества монофизитов, но не православных (хотя тот св. Симеон был с самого начала сторонником Халкидона и даже убедил принять Халкидон экс-императрицу Евдокию). но "более православным" Симеоном Столпником оказался Симеон Дивногорец, или Младший, живший в 6 веке (+ 595).

Дивная гора сейчас называется "горой Симеона", Samandağ (недалеко от деревни с тем же названием). от Антиохии до нее полчаса на машине, в самую гору до монастыря на ее вершине ведет грунтовка серпантином. иногда она проходит через облака:






к сож., не нашел в сети плана монастыря -- очень большого и сложно устроенного. как водится у столпников, еще при жизни Симеона он был местом паломничества, хотя большинство великих построек появилось после его смерти. Симеона сподобился знать лично церковный историк Евагрий Схоластик, который о нем рассказывает (даже в сети).

еще в 11 веке Дивная гора была одним из (двух) главных монашеских центров Антиохийского патриархата, наряду с Черной горой, и очень авторитетным во всем православном мире. с ней, в значительной мере, связана деятельность преп. Никона Черногорца, автора Пандектов и Тактикона (11 в.).

вид на дорогу с развалин небольшого отдельно стоящего здания -- первой со стороны дороги постройки монастыря. похоже, что здание состояло из двух больших комнат.






это вид с тех же развалин в противоположную от дороги сторону. монастырь святого Симеона, который был построен вокруг столпа, на котором подвязался святой. монастырь настолько большой, что не поместился в кадр за один раз. это левая его часть.






это его правая часть.






левая часть здания представляет собой три сообщающихся помещения. центральное из них -- вокруг столпа святого Симеона. вот так центральный храм смотрится из нартекса (или как назвать это первое из трех помещений?).






в его восточной части в полу сделана ниша, похожая на баптистерий. вдалеке видны остатки какой-то апсиды.






и вот он главный храм, он сфотографирован со стены. на первом плане справа – основание столпа святого Симеона. по фотографии трудно оценить его размер, но оно огромно. высота сохранившейся его части примерно 5 метров. большие колонны, которые виднеются на заднем плане, кажутся на фоне его почти соломинками. вокруг столпа лежат его обломки.






вид основания столпа с другого ракурса. здесь видны ступени, ведущие к основанию. они весьма высокие, но по ним можно судить о масштабе. а справа из-за темного дверного проема выглядывают другие ступени — те, что вели на столп.






вот они, эти ступени, т.е. начало лестницы на столп. похоже, что продолжались каменные ступени деревянными.






литургическое устройство этого (главного) храмового помещения со столпом похоже на его аналог в Сирии (у Симеона Столпника Старшего) и представляет собой, возможно, до сих пор не решенную проблему.

на фото видно, что за столпом у стены помещается синтрон -- церемониальные сидения для епископа и священников (ниже будут крупным планом кресты на этих сидениях), т.е. там находится то, что мы привыкли называть горним местом. тогда столп находится на том месте, где мы ожидали бы увидеть престол. настоящий престол там, однако, не уместился бы физически. вместо этого в том же храмовом помещении имеется апсида, ориентированная на восток, где, вероятно, и был настоящий престол (синтрон же расположен так, что предполагает ориентацию престола на юго-восток).

не буду сейчас гадать, могло ли там быть два алтаря, а только скажу, что такое литургическое устройство показывает литургический смысл самого столпа. "столп" в интертестаментарной литературе, начиная с 1Еноха и продолжая много чем, включая "Библейские древности" псевдо-Филона и Житие эфиопского царя Лалибелы, строителя знаменитых монолитных храмов, вырубленных в скале, -- это обозначение храма или, более узко, Святого Святых, алтаря. происхождение такой символики очевидно: вавилонское влияние (ощутимое в 1Енохе повсюду), т.е. башенные храмы, зиккураты. в раннем христианстве этот символизм был жив (Житие Лалибелы -- это вообще не ранее 12 в.).

по-моему, литургический смысл столпничества был в буквальном исполнении слов апостола Павла "принесите тела ваша в жертву живу, святу, благоугодну Господеви": столп выступает сразу храмом, Святым Святых и алтарем, а сам столпник -- положенной на него жертвой. литургическое устройство храма Симеона Младшего это хорошо показывает -- тем, что столп занимает место престола.

интересно, в каких именно литургических последованиях были задействованы эти синтроны?
интересно (но едва ли возможно) узнать, насколько похоже был устроен К.польский (в пригороде) столп Даниила Столпника, в 5 веке...






вокруг сидений выбиты кресты и видны металлические скрепы:






в храме есть и весьма изысканные каменные украшения. на снимке только некоторые из них:






видны ниши (для икон? я в этом не разбираюсь, но такие молитвенные ниши с иконными изображениями кое-где встречаются) и кресты.






вид из главного алтаря в главный храм. вдалеке виднеется основание столпа.






за храмом расположены галереи и еще какие-то помещения.






а это вид на ступени из третьего, южного храмового помещения.






он завален камнями от стен. вид от самой восточной стены к апсиде.






и вот апсида. эти боковые приделы небольшие.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments