меня сильно мучает вопрос о смысле посвящения Константином храмов Софии и Ирины. что тут имелось в виду? по сути дела, никакого ответа нет, даже неправильного. (храм Софии, вероятно, не был достроен при Константине, но это не имеет значения, т.к. заложен был при нем, и это его идея).
тут была налицо некая парность.
Лимберис пишет интересные вещи про язычество. по ее мнению, вся "константинова" религиозно-имперская идеология, которой наполнены труды Евсевия Памфила, принадлежит только самому Евсевию, который хотел таким образом отредактировать реальную религиозную политику Констанина. а сама эта реальная политика реконструируется только из трудов историков, причем, они тут единодушны -- и языческие историки, и христианские (но не совпадают с Евсевием).
новая столица стала обновлением старого государственного культа -- собственно, новой редакцией культа римского. но в старой столице (Риме) против новой редакции выступили бы языческие жрецы, а против попытки ее симбиоза с христианством -- мощная христианская община Рима. а на новом месте не было ни того, ни другого.
в преемственности с римскими традициями, в качестве главных секулярных культов столицы Константин выбрал два женских божества -- Рею (матерь богов) и Тихи (Фортуну, хранительницу города). он поставил их статуи на форуме, откуда их убрал яко идолов только кесарь Варда уже в 9 веке. иконоборцы терпели ))
а на самой высокой колонне в центре форума он поставил свою собственную статую в виде Гелиоса -- в золотых лучах вокруг головы, видную из любой точки города. налицо новая редакция культа императора (но культа старого), авторитет которого был использован и для введения христианства.
скрещение культа императора с солярным, если не ошибаюсь, оказалось довольно естественным в контексте митраизма.
тут бы вспомнить (кажется, это было наблюдение Кюмона?), что знаменитая христианская "хризма", которая восходит к Видению Константина in hoc signo vinces , -- это тоже солярный символ митраизма, к которому приделана дужка Р к верхней половине вертикальной черты.
а что имеем в христианском культе новой столицы, как его установил Константин?
в строгом параллелизме с тремя статуями главных божеств (да, эти статуи служили для религиозных церемоний, аналогично храмам под открытым небом) -- три храма: Ирины, Софии и Свв. Апостолов.
Ирина и София -- это не два божества, но две идеи (трудно сказать, насколько персонифицированные изначально у Константина). церковь Апостолов была предназначена и реально стала местом культа самого Константина, как уже христианского святого. по его завещанию, он был там похоронен, и еще он начал перевозить туда мощи апостолов (первое перенесение каких-то частей мощей Луки состоялось в 336-337), хотя, в основном, этот процесс прошел при Константе в 356, а целиком замысел Константина был реализован только наполовину: кажется, апостолов собрали не 12, а 6 (с учетом "представительства" Тимофея вместо Иоанна). но, как бы то ни было, план Константина был в том, чтобы ему лежать в окружении 12 апостолов в качестве 13-го.
получаем тоже два женских -- не божества, но каких-то аспектов единого божества (в поздней Софии храмовым праздником было Рождество Христово, но во время Константина было иначе, т.к. праздника Рождества не было), -- и культ самого Константина как 13-го апостола.
но прямых аналогий между Реей и Фортуной, с одной стороны, и Ириной и Софией, с другой, я провести не смог. возможно, из-за того, что не имею настоящих знаний о языческой стороне дела.