Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Покров, паки

итак, мы остановились на том, что омофор Богоматери в видении Андрея Юродивого представляет собой небесную Скинию.

неожиданное подтверждение этому пришло от иконографии, а тут на нее совсем не рассчитывал, традиционно считая, что она вся слишком поздняя. благодаря неоценимому совету suzdalite, я наткнулся на древнейшую иконографию покрова, за что ему большое спасибо!


это вот такая икона, на которой именно Скиния видна совершенно отчетливо:



исходя из того, что Скиния требовалась бы из агиографической традиции, соответствующая иконографическая традиция должна быть признана самой древней даже независимо от датировки ее сохранившихся артефактов.

но тут выяснилось, что эта единственная в своем роде икона с необычной иконографией Покрова еще и самая древняя: статья о ней Ларисы Г. Членовой написана после проведения радиоуглеродного анализа, который дал вторую половину 11 века, т.е. даже раньше Андрея Боголюбского.

к сожалению, как мне сегодня сказали, Л.Г. Членова умерла, где-то около 2003 года, в немолодом, но и не старом возрасте (судя по датам ее публикаций). на сходную тему у нее есть еще одна публикация. честно говоря, я хотел попросить у нее подлинный акт радиоуглеродной экспертизы, чтобы посоветоваться со специалистами относительно достоверности датировки. не знаю, возможно ли это после ее смерти.

меня не удивляет сохранение архаики именно на Западной Руси. параллели мы имеем в рукописной традиции. так, Дж. Зиффер показал, что древнейшая редакция Жития Кирилла Философа сохранилась в довольно поздних западнорусских рукописях.

до тех пор, пока Западную Русь не залило барокко, она была более консервативной в отношении православия, которое там не имело такой государственной роли, как на востоке, и поэтому его не так будоражили.

характерно, что искусствоведы, как я понял, не в состоянии объяснить, что означают на иконе те предметы, которые означают именно скинию.

но зато приводят интересную параллель: миниатюру из Эчмиадзинского евангелия (Нораванк, 989):



эти милые занавесочки по углам -- это, вообще говоря, паргод, завеса Святого Святых, т.е. Скинии. (более традиционно изображается из одного куска, но подвязанная похожим узлом, по центру входа во Святое Святых (очень большой подбор картинок в прекрасной на всю голову книжке Ringbom, Lars-Ivar. Paradisus Terrestris : Myt, bild och verklighet. Helsingfors : Finska Vetenskaps Societeten, 1958; есть в рнб).
Богоматерь нужно было поместить на место паргода, и поэтому вместо одного паргода получились две занавесочки. а в иконграфическом каноне Покрова -- уже и вовсе вид Скинии изнутри, т.к. тут смысл в том, что Богоматерь взяла внутрь Скинии самих молящихся людей. поэтому паргода там нет вовсе, но зато есть сама Скиния.
тем не менее, очень примечательно, что эта иконография Богоматери-Скинии находит именно армянские параллели: мы помним, что видение Андрея Юродивого замещает видение Саака Партева, причем, именно видение Небесной Скинии. UPD западнорусская иконография Покрова и дальше держала этот мотив Скинии. вероятно, можно будет подобрать побольше картинок. но вот тут пока что очень кстати пришло из 14 века: фрагменты ее же: http://community.livejournal.com/arch_heritage/272189.html?view=2684477#t2684477 росписи ротонды св. Анны, Ужгород, 1367. </lj>
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments