Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Антиохия и церковь св. Петра

Антиохия на Оронте -- это одна из полутора десятка античных Антиохий, но это именно та, главная, которая является столицей Антиохийского патриархата. Сам патриархат уже много столетий как в Дамаске, а в Антиохии остался милый турецкий райцентр -- городок Антакья. Монастырь Симеона Столпника младшего на Дивной горе (см. фотки в моем журнале) -- это неподалеку от него.

Антиохия несколько раз разрушалась землетрясениями, и новый город строился поверх старых обломков. под этими домами интересных развалин, может быть, и не меньше, чем в Эфесе, но добраться до них непросто. Совсем ничего не осталось от знаменитого главного храма -- Золотого Октагона. Даже его местоположение определяется лишь гадательно (и поэтому никто не пытался раскопать). но для научных целей тем, кто занимается раннехристианской Антиохией, все-таки приезжать сюда стоит -- хотя бы чтобы получить привязку к местности.





главная река города -- Оронт. мусульмане переименовали ее в Эль-Аси ("мятежник"), т.к. все реки региона текут в сторону Мекки, и только она -- в противоположную. она начинается в Ливанских горах, течет по Сирии (включая Турецкую ее часть), и примерно через 25 километров впадает в Средиземное море.




Антакья лежит на туристском маршруте из Турции в Сирию, но это маршрут не слишком оживленный, поэтому город не туристский, совсем не Константинополь. турки тут еще лучше, а цены еще ниже.

вот местные жители собрались на улице толпой, телевидение залезло повыше, снимают происходящее. здесь только некая часть этой толпы, но что именно произошло, я так и не понял.






в городе есть небольшой археологический музей с известной коллекцией древних мозаик. эти антиохийские мозаики с детства знакомы интеллигентным мальчикам и девочкам по репродукциям, и почти никто не знает, где они все хранятся. если бы у меня спросили, я бы, наверное, сказал, что в Берлине или в Вене. а они прямо тут и хранятся. музей этот стоит посетить, хотя по христианским древностям там почти ничего.

Сотирия ("Спасение") -- лучше всего сохранилась из серии таких медальонов. имеется в виду языческое благопожелание, но все равно приятно.






вторая (наряду с музеем) достопримечательность города — это пещерная церковь Святого Петра. на чистом турецком она называется "Сен-Пьер" -- потому как с 19 века это вотчина французов. по преданию (но какого времени? не 19 ли века?), в ней молился апостол Петр между 29 и 40 годами.
французские католики в первой пол. 19 века воссоздали эту церковь в память об апостоле Петре, который проповедовал в Антиохии (когда, как сказано в Деяниях Апостолов, "впервые стали называть учеников христианами"), а потом в Риме; отсюда католическая идеология, представляющая Антиохию форпостом католичества на Востоке.

по-моему, это такая же святыня, как Дом Марии в Ефесе: французские католики нашли что-то раннехристианское и по откровению свыше отождествили с самыми главными христианскими святынями. но, тем не менее, все равно заслуживает внимания.


в горах вокруг церкви видно огромное количество пещер. похоже, что здесь был когда-то горный монастырь.






в 1098 году крестоносцы пристроили к церкви-пещере фасад и возвели внутри арки. фасад был реконструирован в 1863 году.






алтарь был отреставрирован в 1931 году. справа от алтаря — запас питьевой воды, а слева — подземный ход, уводящий вглубь пещер для эвакуации верующих (так утверждает местное предание. но ход, засыпанный, вроде как наличествует, и скалы тут весьма изрезанные пещерными ходами). статуя апостола Петра -- также из 1863 года.






в храме иногда служат католики и монофизиты, иногда здесь совершают крещения или венчания.







возле храма дежурил турецкий мальчик, который на неплохом английском предложил показать еще две статуи в горах, "Харон и Мэри". пока мы поднимались с ним в горы, он показывал и некоторые пещеры — залезал в одни норы в и вылезал из других. по его словам, система пещер здесь очень большая.






"две скульптуры" оказались на самом деле одной. это Харон, которого начали вырубать в скале в 175-164 годах до Рождества Христова во время эпидемии чумы. но потом эпидемия прекратилась, и Харон остался недорубленным. кто сидит у него на плече, я не понял, но мальчик сказал, что на плече сидит именно Харон, а большая голова — это "Мэри" (он имел в виду Богородицу). как я понял, отождествление этого Харониоса с Хароном-перевозчиком через Стикс -- все же гипотетическое.






мальчик был просто отличный. я дал ему за экскурсию денег — гораздо более крупную купюру, чем это принято. он обрадовался, но виду не подал, степенно и с достоинством поблагодарил. вот он, в одной из пещер, а в руках у него невидимый автомат.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments