Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

две утраты

 Но я устал, окончен бой,      Беру портвейн, иду домой. 


в этом году до меня дошли известия о прекращении существования двух групп, "Агаты Кристи" и "Пледа". не знаю, чего мне более жалко. наверное, "Пледа": у него был, по-моему, очень большой потенциал; так что я и до сих пор не буду пока верить, что это окончательно и бесповоротно.

поэтому скажу только про "Агату Кристи", у которой потенциала уже не было, и это заметила она сама.

по-моему, всё главное АК сказала в двух альбомах: "Позорная звезда" (1993) и "Опиум" (1994). дальше были комменатрии и примечания, иногда очень важные (напр., "Ковер-вертолет"). потом еще было стилизованное представление на старые темы ("Майн Кайф", 2000), в чем уже виделось истощение. потом умер Саша Козлов (март 2001), и была неудачная -- на мой взгляд, совсем мимо кассы -- попытка реанимации проекта в новом "формате".

итак, АК -- это, по-моему, 1993-1994: до этого было мало умения, после этого был исчерпан жизненный опыт.

а в чем был этот опыт, и почему он важен?

потому что это Герой нашего времени, хотя и не единственный, но культурно очень значимый.

он, конечно, отличается радикально от героя панк-рока, психологический портрет которого я отчасти описал в статье про Летова. если переводить сказанное там на более формальный язык, то это детская психология у человека со взрослым интеллектом -- доэдипова психология в смысле Мелании Кляйн. ребенка до 3 лет интересуют только фундаментальные мировоззренческие вопросы. на таком отношении к миру можно зафиксироваться, получив при этом все необходимое интеллектуальное развитие (и даже значительно большее среднего: т.к. меньше отвлекающих от интеллектуальной жизни моментов).

АК -- принципиально взрослее: это как раз то, что видел в младенцах Фрейд (ошибочно расширяя пределы этой фазы развития): уже генитальная фаза, но еще с преобладанием садо-мазо. отсюда ближе к взрослости и дальше от чисто интеллектуальных интересов (которые, повторим, требуют для своего развития изрядного аутизма, т.е. психологическое взросление развитию вкуса к философии, т.е. к чисто интеллектуальным, а не "прикладным" проблемам, мешает). но аутизма-интеллектуализма хватает на то, чтобы рассматривать себя только в квази-религиозной системе координат. но теперь это выяснение отношений, обиды и отсюда множество мотивов подросткового (гормонального, так сказать) бунта.

но лирический герой АК, подобно герою Летова, тоже не очень преодолевает splitting, т.е. интегрированной взрослой личности (что предполагает трехчастную структуру с развитым суперэго) у него все равно нет. а интеллекта при этом меньше, поэтому де-факто вразнос уходит сильнее. впрочем, шансы психотических расстройств тут невелики (если только не от злоупотребления веществами), а в мире Летова вероятность психоза приближается к вероятности если не насморка, то гриппа.

в случае АК получается очень знакомый нам тип человека в регистре пограничных расстройств: эмоциональная нестабильность, склонность к депрессии, склонность к аддикциям (как суррогатам антидепрессантов), промискуитетное, но инфантильное сексуальное поведение преимущественно в садо-мазохистическом регистре (но без акцента на анально-уретральную сферу, как в более психологически "архаичном" панке; АК, повторим, -- в том психологическом возрасте, который "дорос" до генитальной проблематики, но сделал это только что и не знает, что с этим делать, и зачем вообще это надо). если бы только этим и ограничивалось, то был бы не русский рок, а какая-нибудь готическая субкультура. но от РР еще ориентированность ("всего этого") на выяснение вопроса о смысле жизни.

интересно, что в РР очень разные типажи, общее у которых -- только достаточная мера шизоидности (как минимум), чтобы посвятить себя некиим поискам смысла.

в этом разнообразии есть свой главный юродивый, Свин, который по "известному" признаку параллелен Сим.НБ из совсем другой компании. возможно, тут какое-то не совсем универсальное, но довольно базовое условие юродства.

но многие -- совершенно сформировавшиеся взрослые личности, даже если их, поверх их взрослости, на чем-то поклинило: Кормильцев, Григорян, Умка...

но для меня панк-рок представляет мой самый любимый психологический тип человека, а АК -- тот, с которым приходится больше всего работать.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments