пока только склоняюсь, т.к. еще не знаю, как там с параллелями. надо смотреть на апокалипсисы, где описываются хождения по небесам. т.е. Апок. Иоанна, Ездры, 2 Варух и еще разные под сопоставление не подходят. даже TestLevi тут не катит. остается не очень большой набор (если не лезть в хехалот):
кажется, 3 Варух -- это первый из тех, кто вернулся точно туда, откуда уходил. в смысле места это очевидно, но и в смысле времени, видимо, подразумевается.
2 Енох путешествует вдоль времени, и на этом построен сюжет: он возвращается и возносится в литургически значимые дни. тут путешествие по небу возможно только вдоль времени -- это требование сюжета.
1 Енох слишком переработанный (первоначальную обрамляющую новеллу астрономических глав, если только она вообще существовала, мы не знаем). там нет особого акцента на литургический календарь, а все больше космология и астрономия. с течением земного времени его путешествие, по-моему, никак не соотносится.
Апок. Софонии -- настолько фрагментарен, что ничего не понять.
Апок. Авраама -- тут космология замазана, и традиция сильно другая, т.к. небес 7, а не 6. но календарь еще надо восстановить (подозреваю, что будет в виде циклов 50ц). оставим пока под вопросом.
---------------
получается, что в 3 Варух герой возносится на небо 25.X, в день зимнего солнцестояния (согласно календарю 2 Ен) и дальше двигается на 224 дня назад, до дня летнего солнцестояния 17.III.
т.к. он двигался против времени, то никуда не переместился относительно времени на земле.
дата начала путешествия Варуха (по тексту, 1:1) -- после взятия Иерусалима Навуходоносором. в раввинистической традиции именно эта дата -- 9 аба. но следы тебета там тоже сохранились: пост 10 тебета в память начала осады (согласно 4 Цар 25.1-4) и One opinion in the Talmud (b. Rosh Hashana 18b), however, states that the "fast of the tenth month" refers to the fifth of Tevet, when, according to Ezekiel (33:21), news of the destruction of the Temple reached those already in exile in Babylon.
т.е. тебет, а не аб как главная дата памяти первого разрушения Иерусалима -- это, похоже, наиболее древнее и близкое к истории.
так что довольно логично.
у улетает этот Варух на небо, а там попадает, ровно через месяц пути, на анти-(мессианскую)Ханукку... жуть. может, это еще и с хасмонеями полемика?