Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

Passion narrative

сейчас у нас происходит в переписке с о.Ноде некий мозговой штурм Passion narrative. он предложил очень важное решение, а про мое решение 2002 г. (nisan rompu) говорит, что оно относится к каким-то еврейским календарям, которые были христианизированы, но отношение которых к историческому Иисусу остается неизвестным. его собственное решение основано на учете совершенно нового (для этой проблемы) историч. источника. оно меня чрезвычайно воодушевляет, и я думаю, что оно совместимо с моим решением, но после некоторых модификаций оного.

о. Ноде исходит из 1 общепризнанного и 1 необщепризнанного наблюдений.

общепризнанное -- невозможность вписать сразу все события, упоминаемые в 4 евангелиях между арестом и распятием, в 1 сутки. (отсюда два подхода: объявить их частично вымышленными, либо растянуть на 4 суток, как это делает Жобер, и я вслед за ней; Ноде нашел третий подход).
необщепризнанное (но признанное некоторыми) -- аутентичность утраченного греческого оригинала славянской версии Иудейской войны Иосифа Флавия (дошедший до нас греческий текст -- официальное издание, а сам Иосиф пишет, что до этого текст имел хождение в узких кругах в предварительной редакции; судя по "Библиотеке", такой текст читал Фотий; одно из главных отличий -- в офиц. редакции убрано много сведений о лицах, упоминаемых также в НЗ; Ноде и Ко. отстаивают мнение, что слав. ред. -- перевод того самого неофициального текста; мне в это сейчас тоже очень легко поверить, т.к. я только что, думаю, получил доказательства, что и в 3 Варухе славянский текст отражает исконную редакцию, а греч. -- позднюю). это позволяет датировать временем где-то после 73 года, т.е. весьма ранним, тамошние сведения о Христе (которые только в славянской версии).

согл. славянскому Иосифу, Иисуса дважды приводили к Пилату для суда, с интервалом не менее нескольких дней, причем, в первый раз Пилат Его оправдал и отпустил. в Ин. сцена суда у Пилата не просто растянута, но содержит бичевание в середине, т.е. не в результате приговора, как можно было бы ожидать. это против римского права и вообще любой судебной процедуры (нельзя наказывать того, кого еще ни к чему не приговорили). вполне логично допустить, что в рассказе Ин. слились два отдельных эпизода, т.е. был какой-то первый суд у Пилата, который бичеванием и закончился. это соответствовало бы, пусть и не с абсолютной точностью, свидетельству Иосифа Флавия, историческое значение которого никак не меньше, чем Ин. (Ин. записано не раньше, но, главное, тексты всех евангелий были довольно далеки от стабильности до конца 2 века, причем, нестабильность прямо затрагивала хронологию событий Страстей). если это принять, то ночной допрос у Анны (это тоже Ин.) не представляет хронологической проблемы, но целое заседание Синедриона (синоптики), разумеется, представляет (и его придется, если я правильно понимаю Ноде, счесть преувеличением: в действительности был допрос только у первосвященника), но это в пределах тех расхождений, которые обычно бывают между показаниями очевидцев, и которые характерны и для евангелий.

тогда последовательность событий, согл. Ноде, такая (как и Жобер, и я, он придерживается Тайной Вечери вечером вторника, из тех же соображений):

– samedi soir à Béthanie, avec l’onction et le rite ;</span></p>

– arrestation brutale dans la nuit (« Jésus est livré ») ;

– dimanche : comparution devant Pilate puis relaxe ; Jésus continue à l’en­droit habituel ;

– lundi (« le jour suivant », Jn 12,12) entrée messianique à Jérusalem ;

– mardi soir : Pâque en petit comité ;

– jeudi soir : arrestation ou capture (Judas), agitations croissantes ; Pilate, peut-être acheté, fournit des troupes.

– vendredi : comparution puis crucifixion au moment de la Pâque officielle.

сейчас мне эта схема кажется очень убедительной, но неполной.

непонятно, что там в среду. этот день должен быть тоже каким-то не "пустым", но тут, вроде, выходит "пустым".

главное: событие воскресения в ночь с сб. на вс. (по "нашему" календарю, это ночь называется ночью субботы, а не воскресенья, т.к. счет суток с утра, а не с вечера) оказывается вне литургических рамок. а в это, я думаю, невозможно поверить, даже независимо от того, веровать ли воскресению Христову как факту (Ноде, разумеется, верует в этот факт, но для науки это неважно). в любом случае, ясно даже с научной т.зр., что Христос воскрес в качестве исполнения не только пророчеств, но и литургического символизма. напр., для распятия именно литургический символизм подчеркивается в евангелиях словами "кость да не сокрушится от него" (это цит. из Исх. о приготовлении пасхального агнца, т.е. литургика). поэтому любая реконструкция календаря должна учитывать и день воскресения как -- уже заранее -- литургически значимый. Христос должен был воскреснуть в специально подобранный для этого праздничный день, так чтобы само воскресение было реализацией уже существовавшего ранее символизма праздника. вот эту проблему, как мне кажется, решает пока только моя литургическая реконструкция, а историческая реконструкция Ноде ей не противоречит.

моя реконструкция с 4 "вставными" днями, из которых 3,5 занимает строгий пост (в позднейших христианских аватарах именуемый постом Ионы или постом Ниневитян) вплотную подводит к темной проблеме "знамения Ионы пророка", которое лишь с большим трудом и натяжкой можно отнести к периоду смерти Иисуса, т.к. про Иону ясно сказано, что он был во чреве китовом три дня и три ночи. важно, что это сказано прямо в Мф 12:40, т.е. для самих евангелий подмена троих суток "третьим днем" неорганична. но отсчитаем трое суток назад от ночи воскресения (с сб. на вс.): получаем ночь на четверг, т.е., по "нашему" (не только нашему с Жобер и Ноде, но и синоптиков) календарю -- среду.

и это таки решает вопросы. "знамение Ионы пророка" относится ко всему периоду "взятия Жениха", т.е. разлучения Иисуса с учениками.

да, в реконструкцию событий по Жобер (принятую мною в статье 2002 г.) нужно внести поправку: арест получается на сутки позже, не в ночь после Тайной Вечери, а в ночь следующего дня, среды (т.е. со ср. на чт.); зато теперь этот день не "пустует".

это ставит отдельную проблему с редакциями евангельских рассказов об аресте (где, вроде, все происходит сразу же после Тайной Вечери). но, в любом случае, и без того было ясно, что в этих рассказах всё слишком конденсированно, т.е. последовательность событий схлопнута. тогда, кстати, можно подумать и о возможности заседания синедриона в четверг днем.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments