Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

спокойной ночи

сегодня поступим наоборот: сначала лучше послушать, а потом почитать под катом.
слушать здесь (придеццо скачать файл; это, между прочим, второй в моей жизни файл, куда-либо залитый собственноручно! предмет гордости и прочих монашеских страстей).

считаю особо обязательным к прослушиванию для панков.


это увертюра к опере Евстигнея Фомина "Ямщики на подставе, или Игрище невзначай", 1786 год.

либретто "того самого" Н. А. Львова, поэта, архитектора и ваще просто-нет-слов. теперь тоже, кстати, опубликованное. Оперу целиком можно скачать здесь, заодно и почитать об авторе.

в моих личных воспоминаниях это увертюра совсем к другой опере -- к беспорядкам, которые мы организовали на Исаакиевской площади в 1987 году. еще накануне, 15 марта, мы отпраздновали очень веселым представлением день рождения Львова в помещении построенной им церкви в Мурино, которая теперь-то выглядит вот так:



-- а тогда разрушалась под тяжестью советской власти. "группа Спасения" организовала театрализованное представление-митинг прямо в помещении церкви и продавила ее быструю передачу МП. а иначе бы не спасли памятник... помнится, там мы с Васей спели дуэтом под васькин аккордеон романс Теплова (1759) на стихи Сумарокова, очень барочный и душещипательный, особенно нашими голосами и особенно под гармонь.

на том представлении, впрочем, эта опера не звучала, но обрывки мелодий у меня застряли еще с той и более ранней эпохи.

потому что я любил XVIII век. потом несколько пугался этого, а сейчас перестал пугаться.

про оперу Фомина музыковеды пишут снисходительно, сравнивая ее с русскими операми XIX века. а в XIX веке такие же искусствоведы, как эти музыковеды, столь же снисходительно писали про русскую иконопись -- в сравнении с тем, что рисовали тогдашние академические художники в тогдашних ХХСах.

потому что здесь такое же непонимание. опера Фомина -- произведение человека другой эпохи, который вообще писал не о том. не о "сложной душевной жизни". в том веке не унижали душевной теплотой не потому, что не умели, а потому что интересовались по-настоящему интересным. особенно всякими пределами природы и бытия. -- тем, от чего XIX век всю дорогу прятал голову в песок, а точнее, в сопли (и таки допрятался).

этим XVIII век похож на ХХ. совпадения в революциях неслучайны, но революция -- это уже как пена из кипящей кастрюли. всё интересное в кастрюле.

за столетие были поставлены все мыслимые эксперименты со всем. (Колливады и Энциклопедия -- это разные края воронки от одного взрыва).

"Ямщики на подставе" -- это тоже такой мысленный эксперимент.

непроходимо серьезный и по профессии сентиментальный музыкальный критик тут видит схематичный и едва прорисованный лирическо-приключенческий сюжет. а там сюжет вовсе не в том, в чем сюжет.

сюжет там примерно в том, как люди могут хорошо и гармонично существовать в качестве животных (которыми они обычно и являются): когда они служат хозяину, при одной мысли о его появлении сбиваются в стаи, виляют хвостами и радостно поют. -- как те самые ямщики, которые ждут императрицу, а тем временем сталкиваются со скорбями, от которых избавляются Офицером, слугой той же самой императрицы.

для какого-нибудь любителя опер Чайковского в таких экспериментах нет ничего интересного, да он и не поймет, о чем речь. а вот для тех, кто думает, чем нужно дополнить Руссо, чтобы его идеалы "естественного человека" заработали правильно (а не так, как в 1789 и в 1917), -- очень даже.

за свое право жить по-своему полноценной жизнью человеческого животного ты должен заплатить пожизненной службой. а если хочешь свободы, то за нее придется платить совсем по-другому.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments