Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

3 Маккавейская

краткие тезисы для себя, штоп не забыть.
это я заметил, что календарь славянского (только) 3 Варуха, который сам модификация онаго 2 Еноха, представлен и в 3 Макк., с минимальными модификациями. но отсюда куча выводов.

в 3 Варуха он привязан к летнему солнцестоянию. тогда даты египетских месяцев в 3 Макк., которые даны по календарю с блуждающим годом Сириуса, можно привязать к реальности. для этого нужно все вообще это хозяйство привязать к юлианскому календарю (т.е. хотя бы к такому календарю, который можно на него точно пересчитать: это календарь Птолемея в Альмагесте).

грубое совпадение данных в 3 Макк и 3 Вар видно сразу, т.к. для времени составления 3 Макк (от конца 2 в. до РХ по 30 до РХ, т.е. конец периода Птолемеев) месяц епифи блуждающего года вполне может быть следующим месяцем после летнего солнцестояния, как д.б. по 3 Вар., т.е. в этот период солнцестояние в пауне -- обычное дело. но вопрос точных дат зависает.

1. дата летнего солнцестояния: нужна не астрономическая, а та, которую реально могли знать в 1 в. до РХ. именно за этот век ни одного наблюдения нет, но в Альмагесте III.1 сведены наблюдения более ранние (особенно Гиппарха, за 2 в. до РХ) и более поздние (самого Птолемея, за 2 в. по РХ). Там имеем:

-431, Афины: июня 27
-279, Александрия (?): июня 26
-134, Родос: июня 26
+140, Александрия: июня 25

учитывая прецессию равноденствий и неизвестность оныя в Египте и в иудейском мире, разумно отбросить дату 27 июня и принять датой солнцестояния 25-26 июня (не уточняя до суток).

2. дата солнцестояния, по 3 Вар. слав., предваряет на 30 дней первый день 7-дневного праздника, т.е. 8 епифа из 3 Макк.; это приводит к 8 пауне по календарю 3 Макк.

3. календарь 3 Макк. -- еврейский, но использует названия египетского календаря с блуждающим годом (а другого египетского календаря тогда не было). однако, невозможно допустить, чтобы еврейские литургические праздники были блуждающими в египетском смысле. следовательно, тут имеются в виду соответствия между египетским календарем и своим лунно-солнечным.

формула соответствия:

8 пауне = 1 дню солнечного (субботнего) календаря 3 Вар = 25 или 26 июня юлианского календаря (т.е. афинского из Альмагеста, но точно переведенного в юлианский).

4. эта формула датируется периодом, когда 1 пауне соответствовало 18 или 19 июня. это следующие годы:

для 19 июня: от -121 до -118.
для 18 июня: от -117 до -114.

5. это, естественно, далеко от времени Птолемея IV (битва при Рафии, -217), которым 3 Макк датирует сама себя, но точно соответствует времени Птолемея VIII (-145-- -117), которым датирует те же (примерно) события Иосиф Флавий в Против Апиона.

6. к этому времени должен восходить литургический календарь 3 Макк., а календарь 3 Вар. (не обязательно текст 3 Вар) дб. более древним -- это, впрочем, легко.

7. для самой 3 Макк эти годы -- как раз ее terminus post quem, т.е. самая ранняя допустимая датировка.

8. если где-то при Птолемее VIII был установлен такой праздник, а 3 Макк была написана тогда же или вскоре, то Иосиф, не знавший 3 Макк, мог, однако, знать реальную дату появления праздника. сам праздник он упоминает как актуальный и для его времени, но по сравнению с 3 Макк он уже сильно редуцирован (до одного дня вместо 7 + подготовительный цикл).

9. связанный с праздником мотив преследования евреев в Египте, только без слонов, присутствует уже в 3 Вар.; так что нововведение при Птолемее VIII могло не быть связано ни с какими новыми проблемами между иудеями и их окружением в Египте.

10. отличие календаря 3 Макк от 3 Вар. связано, по-моему, только с тем, что 4-дневный эпагомен из начала лунно-солнечного года (предпасхального периода) переносится в 50цу, как мы это впоследствии видим в книге Товит, а сложная система лунно-солнечных месяцев разной длины, унаследованная 3 Варухом от 2 Еноха, заменяется ровной александрийской (все месяцы по 30 дней).

11. календарь Товита и 3 Макк, видимо, совпадает, а, кроме того, совпадает техническое употребление термина σωτηρία в 3 Макк и в редакции Товита G II (единственная ркп. S). это довод в пользу аутентичности G II (Hanhart прав).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments