Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

учебник психиатрии в стихах

и даже в стихах и песнях.
у меня уже начинала подбираться коллекция (здесь и здесь), но потом дело затормозилось. и не так давно я понял, почему: потому что я выбирал только те произведения, которые мне нравились в общем и целом, а не только с психиатрической точки зрения.
поймав себя на этом, начинаю исправляться. буду теперь включать кое-что, приводящее меня в восторг, но только психиатрический (надеюсь, не психотический пока).

начнем с депрессии.
до этого я все любил песни Умки, но у нее своя депрессия -- очень образованного и очень думающего человека. она там понадумывает вокруг стока всего, что никакой сермяжной депрессивной правды не останется. конечно, этим и интересна, но для такой депрессии впору придумывать особую нозологическую категорию, наподобие того, как Ганнушкин придумал "психастению" специально для русской интеллигенции (и мы до сих пор пользуемся и, вернее сказать, злоупотребляем).
а настоящая хроническая депрессия выглядит иначе, бесхитростно:

I can't get no-o
sa-tis-fac-tion...


обычно говорят, что Роллингов сделала эта песня, но это то же самое, что сказать, что их сделала депрессия.
депрессия такая же бесхитростная, как истерия у ранних Битлз (периода до Rubber Soul, 1965, т.е. до наркотиков и индуизма).

депрессия у Роллингов всюду, они сделали свою музыкальную карьеру именно на терапии депрессии -- у себя и того парня и той барышни. кого-то это сильно отталкивает (истерия так не отталкивает никогда), и поэтому их популярность никогда не достигала популярности Битлз. но все же это были сравнимые величины. и секрет популярности был прост той простотой, которой бывает просто только гениальное:

1. заболевание должно быть массовым,
2. терапия должна быть эффективной.

условие (1) означало, что это и не major depression, но и не слишком интеллектуальная депрессия вроде Умки. это депрессия, условно говоря, "средняя" и по-настоящему массовая: не очень сильная, но хроническая и отравляющая жизнь, причем так, что главная причина дезадаптации -- снижение сексуальной функции. об этом особенно ясно в конце нецензурированной версии Satisfaction, которая у меня по ссылке в ролике (в более поздних версиях конец, кажется, редактировался).

но условие (2) означало, что психотерапевтический эффект должен быть настоящим: нужно петь не о депрессии просто, а о борьбе с депрессией, пусть и не приносящей видимых результатов. тогда результаты будут видимы в реале (по крайней мере, в виде хорошего функционирования больного во многих сферах жизни). поэтому в Satisfaction очень важно продолжение припева:

I can't get no satisfaction
I can't get no satisfaction
'cause i try and i try and i try and i try
I can't get no, i can't get no

без этого 'cause i try and i try не было бы никакого психотерапевтического эффекта. а так -- есть. задается очень дубовая, -- но именно такая тут и нужна, -- программа, как преодолевать депрессию. тут главное -- тупо "преодолевать, преодолевать, преодолевать". и это главный секрет. потому что тогда субъективно ощущаемое i can't get no как-то непонятно оборачивается во все-таки i can.

поэтому Satisfaction -- на самом деле гениальное произведение. возможно, оно предотвратило сотни тысяч самоубийств, а уж про помощь при снижении работоспособности и т.п. вообще говорить нечего.

------------
тут не удержусь от такой зарисовки.

послушал в сети с десяток каверов на Satisfaction. поют какие-то попсовые тетки и дяденьки, которые явно не понимают, о чем поют. они сами работают в жанре истерическом (попсы), и поют Satisfaction как истерическое произведение: мол, смотрите, какой я прекрасный, а вы мне все должны. получается какое-то опустошение содержания, как будто поют пустую оболочку: аутентичного содержания они не поют, а их истерика в Satisfaction никак не лезет, потому что Satisfaction -- это как раз о том, что это *я* такой, что у меня такие проблемы, а не потому, что все вокруг козлы и мне должны.

но есть одно (может, не одно, но я нашел лишь одно) исключение: Бритни Спирс. она поет совершенно по-своему, но точно зная, о чем. давать ссылку не буду, т.к. не хочу ее слушать и особенно видеть лишний раз без производственной необходимости (в эстетическом отношении она мне не близка), но просто хочу выразить свой восторг.

она и вообще вызывает у меня глубочайшее уважение: это пример очень для многих, как можно преодолевать такой тяжелый диагноз (у нее МДП) и выстраивать на нем психотерапию для себя и, очевидно, для многих других.

-------------

вот, напоследок, еще одна гениальная психотерапевтическая песня:

Роллинги отвечают на тест Люшера и жалуется на сексуальную дисфункцию (первейшее и наиболее быстро наступающее следствие депрессии, наряду с расстройствами сна):

I see a red door and I want it painted black
No colors anymore I want them to turn black
I see the girls walk by dressed in their summer clothes
I have to turn my head until my darkness goes...

но настоящее содержание песни -- опять о психотерапии, а не просто о болезни.
психотерапия здесь поймана точно на фазе перелома: еще не взятие Берлина, но уже выигранный Сталинград. больным применена интроспекция, и проблема визуализирована:

I look inside myself and see my heart is black
I see my red door and it has been painted black
Maybe then I'll fade away and not have to face the facts
It's not easy facin' up when your whole world is black

когда вещи названы своими именами, решающая битва выиграна (что, правда, не отменяет возможности все равно проиграть войну, потеряв все выигранные преимущества; но все-таки!)

человек уже увидел -- визуализировал -- источник депрессии в себе: он понял, что не в тот цвет покрашена дверь его сердца. как ее перекрасить в правильный цвет (красный -- цвет активности, особенно сексуальной) пока непонятно, но теперь "над этим можно работать".


</lj-cut>


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →