Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

еще о божественном Дионисии


1. аргументация Перцеля (продолжающего дело Evans 1980) не просто делает из него несторианина, но и адресат полемики "против несториан" Леонтия Византийского. сами Эванс и Перцель отмечают, что сильным доводом против их гипотезы является -- прямо в том же трактате -- троекратное поминание "великого Дионисия" среди Отцов (и даже включение во флорилегий внутри трактата).

когда надо толковать совсем субтильные субтильности, то не богословие (нам априори неизвестное), а ссылки и т.п. внешние признаки д.б. приняты за основу. -- поэтому вообще вся эта конструкция представляется мне невероятно искусственной.

но и: Перцель считает, что сходство с Феодором Мопсуетским в каких-то шаблонах означает несторианство. но это не так. Севир Антиохийский также был вполне аутентичным наследником антиохийского богословия 4 века, что хорошо видно из его учений о теле Христовом в Евхаристии (Посл. к пресв. Виктору) и о тлении тела Христова (полемика с Юлианом).

севирианское монофизитство сохраняло ту же самую антиохийскую тенденцию разделения во Христе между божеством и человечеством, что и несторианство, но придавало ей другое схоластическое оформление. и, разумеется, в том же поле находилось богословие Халкидона.

поэтому, если даже Перцель прав в своих наблюдениях относительно связей между Феодоритом и ДА, то это ничего не докажет. тут я его еще почитаю внимательно, но пока что мне кажется, что он и неправ.

2. "транзитус" в DN III: в нем все-таки есть один признак, который позволяет его датировать по относительной шкале (которая в моей статье про Historia Euthymiaca).

апостолы "после" "созерцания богоприемного тела" начинают петь свои гимны, а потом что-то открывается (можно думать, что небеса, как положено при Assumptio). очевидно, что весь процесс от погребения до взятия плоти Богоматери на небо не растягивается на несколько суток, а укладывается в один день.

в самых ранних "транзитусах", конца 4 в., тоже был один день, во время которого проходил собор апостолов, напринимавший кучу правил, -- прямо в Гефсимании. в более поздних (конец 5 в., не раньше!) -- появился 3-дневный цикл. собор апостолов заменило ангельское пение (ангелов можно и на несколько суток включать).

у ДА -- промежуточный вариант: "еще" 1 день, собор апостолов, но "уже" -- пение, хотя еще и не ангельское.

по времени это совместимо с 452 годом.

3. но все же дата Успения у ДА неясна.

ясно (гл. образом, благодаря Исихию Иерусалимскому), что во время Петра Ивира могло быть только (у)становление праздника, а могло не быть даже его, т.е. события Успения происходили на какой-то другой, ранее существовавший праздник (не Йом-Киппур--Суккот, а существовавший в 450-е, скажем, годы).

тогда "великий праздник 7 августа", когда совершилось первое епископское служение Петра Ивира, -- это никак не Успение, а праздник Св. Софии.

Божественная София у ДА -- это категорически не Богоматерь, а только Бог. но, согл. DN, она открывается последовательно по иерархиям -- т.е. в соответствии с картиной Assumptio.

гипотеза для проверки: переосмысление 7 августа (праздника Софии) как Успения?

4. редактура: адресация к Тимофею (четырех главных трактатов; и еще к Иоанну Богослову -- для посл. 10) -- ориентация на Ефес как на церковную столицу ок. 500 г.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments