Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

Passion Narrative

"как известно", о.Ноде предложил решить хронологические противоречия между НЗными авторами на основе рассказа о сабж. в славянской (и только в ней) версии Иосифа Флавия (в статье à paraître в Мемориале Жобер-2). и у него получилось, примерно, следующее:

Ce dédoublement du procès de Jésus fournit une solution possible pour « la nuit où il fut livré » de 1 Co 11,23 : l’institution aurait alors eu lieu juste avant l’arrestation en pleine nuit de Jésus sur dénonciation de Caïphe. On peut alors la rapprocher de l’Onction à Béthanie, avec la symétrie relevée depuis longtemps : l’onction, signe d’embaumement, sera toujours rappelée avec l’annonce de l’évangile, de même que le rite eucharistique, qui annonce la mort de Jésus.
Les éléments chronologiques fournis permettent un essai de reconstitution de la dernière semaine de Jésus :
– samedi soir à Béthanie, avec l’onction et le rite ;
– arrestation brutale dans la nuit (« Jésus est livré ») ;
– dimanche : comparution devant Pilate puis relaxe ; Jésus continue à l’endroit habituel ;
– lundi (« le jour suivant », Jn 12,12) entrée messianique à Jérusalem ;
– mardi soir : Pâque en petit comité ;
– jeudi soir : arrestation ou capture (Judas), agitations croissantes ; Pilate, peut-être acheté, fournit des troupes.
– vendredi : comparution puis crucifixion au moment de la Pâque officielle.

тут не только дополнения, но и важное отличие от реконструкции Жобер (и моей): арест (второй и окончательный) в четверг, а среда не занята.

мне кажется, что надо учесть еще два обстоятельства:

1. "знамение Ионы пророка" (Жобер, как и я, не учитывали, хотя оно явно хронологическое -- три дня и три ночи, а Ноде считает символическим только, но не дает конкретного символического толкования, и, кроме того, это вообще маловероятно, чтобы цифры не соответствовали чему-то реальному; скорее, связь этого знамения с Ос. 6, 2 свидетельствует о какой-то древней календарной традиции).

2. раннехристианская традиция относительно среды как дня "взятия жениха": у Ноде не рассматривается, а у Жобер и у меня относится к ночи со вт. на ср., т.е., по нашей же хронологии, должна была бы называться ночью вторника. -- т.е. нам приходилось допустить параллельно две системы счета суток в одном рассказе, что заведомо плохо. теперь этого не надо, т.к. 1 Кор. 11,23 (установление Евхаристии "в нощь, в нюже предадеся") можно отнести к вечере в Вифании, перед первым арестом.

но можно допустить второй арест не в четверг (ночь на пятницу), а в среду (ночь на четверг). тогда получаем по пунктам 1 и 2 -- parfait.

особенно важно, что "знамение Ионы пророка" получает точный смысл: три дня и три ночи набираются как ночь среды (т.е. со ср. на чт.), день+ночь четверга и пятницы, день субботы. -- т.е. это знамение нужно считать не от смерти до воскресения, а от ареста до воскресения.

бонус: сохраняется нормальная хронология допросов (для нее могло бы хватить и одного рабочего дня -- четверга), без допущений каких-то экстраординарных допросов ночью или ранним утром пятницы. в то же время, не допускается (как было раньше во всех "длинных" хронологиях Страстей) длительного тюремного заключения.

еще важно: трудно предположить, что в Страстной Неделе мог быть хотя бы один "свободный" день (у Ноде таким получается среда). -- это можно допустить только для "исторического Иисуса" Бультмана, если бы таковой существовал. но тогда бы он все равно был нам неинтересен, даже для науки (т.к. наука не занимается Ding an sich).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments