Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

не только панк

учение панка всесильно потому, что оно выражает некие мировоззренческие инварианты, которые проявляются в очень разных культурах. пока я не готов сказать об этом подробнее, но о некоторых примерах сказать можно. все эти примеры из такой категории, о которой сказал поэт

я не оскорбляю их неврастенией,
не унижаю душевной теплотой,

-- даже при рассуждении по каким-нибудь с виду лирическим поводам.

сегодняшний пример -- как раз по лирическому поводу: опера Люлли "Персей" (1682). это было в том веке, когда люди еще умели разговаривать по-французски, но уже как раз тогда появилось слово "грассировать", что значит "говорить грубо" (grasser от gras), т.е. неправильно. подразумевалось -- не уметь правильно выговаривать букву "р". а уже в 18 веке французы стали произносить вместо нормального "р" что-то вроде грузинского и армянского gh, а в 19 -- то, что мы слышим теперь. но правильное произношение еще сохраняется в некоторых деревнях и в хорошей опере, где до сих пор стараются петь так, как пели при дворе Короля-Солнце (Люлли был придворным композитором Людовика 14).
любители Чайковского, Верди и Вагнера могут недоумевать, зачем нужны эти дурацкие разборки языческих богов, примитивные аллегории (Людовик 14 -- Персей, его новая супруга -- Андромеда, Медуза -- король Испании и т.п.), и это при полном отсутствии "психологических мотиваций". им, может быть, кажется, что совершить подвиги и убить, кого следует, и за это получить, что в таких случаях причитается (образом этого тут служит Андромеда), -- это недостаточная психологическая мотивация. а, по-моему, это единственная здоровая психологическая мотивация. лучше может быть только христианская аскетика. но даже и аскетика пользуется тем же языком тех же аллегорий, включительно до Песни Песней.

просто эти сухие и элегантные рациональные аллегории дают место символизму любого уровня глубины, до христианской мистики включительно. а вот хлюпающая и дряблая душевная драма во вкусе 19 века -- дает место только для гнойной хирургии (которой занялись сначала Достоевский, а потом многие в 20 в.).



это окончание второго акта -- Персея вооружают и отправляют на подвиг. основная партия -- Меркурий, который заканчивает свою арию явной аллюзией на Евангелие (Ин. 14,31). до этого циклопы, нимфы-воительницы и хтонические божества приносили ему, соответственно, щит, меч и шлем-невидимку, а теперь все они вручают это Персею -- под руководством Меркурия и на глазах Андромеды (в финале акта застывшая фигура -- это она).

а вот текст (полностью здесь). французский язык 17 в. не особо отличается от языка 19 в., но есть коварная особенность: некоторые слова имеют другое значение, более близкое к этимологическому.

Меркурий обращается к Персею на "вы", как и положено добрым французам.

MERCURE, & LES CHŒURS DES CYCLOPES, DES NYMPHES GUERRIERES, & DES DIVINITEZ INFERNALES.

Que l'Enfer, la Terre et les Cieux,
Que tout l'Univers favorise
Vostre genereuse Entreprise.
Que l'Enfer, la Terre & les Cieux,
Que tout l'Univers favorise
Le Fils du plus puissant des Dieux. [sic! Dieux -- с большой буквы в издании :-)]

Vôtre Conduite à mes Soins est Commise,
L'impatience éclate dans vos yeux;
La gloire que vous est promise
Ne peut plus Souffrir de remise,
Suivez-moy, partons de ces lieux.

Аид, Земля и Небеса,
Вся Вселенная да благоприятствует
Вашему смелому делу.
Аид, Земля и Небеса,
Вся Вселенная да благоприятствует
Сыну самого могущественного из Богов.

Вручение Вас моим заботам совершено,
Нетерпение блестит у Вас в глазах;
Обещанная Вам слава
Больше не терпит отлагательства.
За мной, пойдем отсюда.



а это финал оперы: ария Венеры Mortels, vivez en paix (Смертные, живите мирно...): триумф Персея и таинство венчания брака Персея и Андромеды. хор и вообще все поют

Heros Victorieux,
Andromede est à vous.
Победоносный герой,
Андормеда -- Ваша.

(вот в этом и состоит единственно правильно психологическое обоснование, что бы ни подразумевалось тут под Андромедой).

а вот просто правильная музыка от того же автора (есть очень известные ее переделки 18 века, Вивальди и Корелли и еще кто-то, но они попсовей). в основе тут музыка народная.
Tags: poetry
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments