что-то я развспоминался о музыкально-поэтических пристрастиях моей юности.
так что вот одна из самых оптимистичных русских песен -- петровский кант, ок. 1710.
заодно можно послушать хорошее русское произношение.
это то самое настроение, с которого начиналась новая Россия Петра. и это вообще то единственное настроение, в котором русский человек, понимая, что деваться уже некуда, берет и делает что-то по-настоящему новое, что потом будет жить долго.
когда мне было лет 16, меня этот кант очень бодрил. а потом, после долгого перерыва, он вторично всплыл в моей жизни в 1987, когда мы начинали всякие проделки, которые привели к "Англетеру" и прочим беспорядкам. и сегодня это для России опять самое актуальное. и про церковные дела тут тоже, можно сказать, точно сказано... вопщем,
Если сему кто не верит,
Пускай в мори сам измерит, -
А когда сам искусится,
В другой мысли очутится
(Если этому кто-то не верит,
то пусть в море выяснит это сам,--
а когда сам получит опыт,
его мнение изменится).
исполнение 1975 г., капелла им. Юрлова.
текст в соответствии с тем вариантом, который поют (он самый короткий и доходчивый):
Буря море раздымает, А ветр волны подымает: Сверху небо потемнело, Кругом море почернело, Почернело. В полдни будто в полуночи, Ослепило мраком очи: Одна молнья-свет мелькает, Туча с громом наступает, Наступает. Волны с шумом бьют тревогу, Нельзя смечать и дорогу, - Вдруг настала перемена, Везде в мори кипит пена, Кипит пена. Прибавляет ветр погоду, Чуть не черплет корабль воду: Мореходцы суетятся - От потопу как спасаться, Как спасаться. А начальство все в заботе, А матросы все в работе: Иной снизу лезет кверху, Иной сверху летит книзу, Летит книзу. Ветром силу всю сломило, Уж не служит и кормило. Еще пристань удалела, А погода одолела, Одолела. Не знать земли ни откуду, Только видеть остров с груду, Зде сошлося небо с понтом И сечется, гонит гонтом {*}, {* Гонит как щепку, лучинку.} Гонит гонтом. Нестерпимо везде горе: Грозит небо, шумит море, Вся надежда бесполезна, Везде пропасть, кругом бездна, Кругом бездна. Если сему кто не верит, Пускай в мори сам измерит, - А когда сам искусится, В другой мысли очутится, Очутится.