Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

праздник Успения Богоматери

праздник Богоматери 15 августа имеет долгую и свою собственную историю, никак не связанную с Успением (а связанную с Рождеством: исторически это праздник Благовещения, при дате Рождества Христова 15 мая). постепенно -- в теч. еще 5 века -- он как-то объединлся с циклом Успения. это все давно (неск. десятилетий, как) известно. а вот откуда взялся праздник Успения?

место Успения (празднования в стациональной литургии) известно лучше, чем дата: Гефсимания.
самое раннее упоминание о Гефсимании -- под 453 годом, в коптском Панегирике Макарию Тковскому; текст более поздний, но описанное в нем событие -- разгром церкви войсками, сопровождавшими Ювеналия, -- событие историческое. с халкидонитской стороны оно подтверждается Historia Euthymiaca, которую я атрибутировал патр. Евфимию К.польскому и датирую периодом с 496 по 515.

в 453 г. Гефсимания уже весьма почитаемое и известное святилище. это значит, что оно восходит к эпохе до 451 г. (Халкидонского собора). оно стало антихалкидонитским центром раньше, чем антихалкидониты потеряли власть над Иерусалимом. это почти наверняка означает, что еще до Халк. собора его значение было велико (как главного места почитания Богоматери или, по кр. мере, одного из главных).

но, похоже, в 438 Гефсимании еще не было. в целом для этой эпохи действует argumentum ex silentio из проповедей Исихия Иерусалимского, но более точно -- обстоятельства визита в Палестину императрицы Евдокии, для которой возглавил богослужение специально прибывший Кирилл Александрийский (Ювеналий еще не был главой патриархата, т.к. Иерусалим входил в Кесарийскую митрополию и через нее -- в Антиохийский патриархат; самостоятельность Иерусалима -- это уже Халкидонский собор). там все было приурочено к 15 мая -- уже вряд ли Рождеству Христову (как раз тогда Ювеналий впервые вводил в Иерусалиме Рождество 25 декабря -- этого хватило не очень надолго), но, скорее всего, уже празднику Богородицы (этот праздник надежно фиксируется сирийской традицией). видимо, не было тогда еще ни Успения, ни Гефсимании.

но очень похоже, что Гефсимания появляется где-то после 443, когда Евдокия окончательно переселяется в Палестину, и, как мы знаем, ее деятельность тесно связана со святынями вообще и с богородичными святынями в особенности.

косвенные данные о причастности Евдокии к созданию культа в Гефсимании могут быть получены из арабского Transitus AB 8 (см. мою статью о HistEuthym).

но самое главное -- церковная политика Евдокии, Феодосия Мл. и Пульхерии в отношении К.поля: тут они были совершенно солидарны. в контексте того времени это означало отказ от богородичного культа в Ефесе, который после собора 431 года успел стать как бы общепризнанным, в пользу нового Иерусалимского культа, который на самом деле был теснейшим образом связан с К.полем (еще действовала с Константиновых времен парадигма двойной столицы: Нового Рима и *старого* Иерусалима: только Юстиниан объединит их оба, превратив К.поль в Новый Иерусалим; эта парадигма поддерживалась перенесением святынь: правда, от Евдокии из Палестины в К.поль была достоверна передана только икона Одигитрии, а погребальные святыни из Гефсимании во Влахернах (пояс и риза -- первоначально одна и та же реликвия), вроде бы, достоверно восходят к Ювеналию, к разгрому Гефсиманской церкви в 453 г.; опять см. мою статью об HistEuthym).

серединой 5 века датируется происхождение нового семейства "транзитусов" (рассказов об Успении) -- "Вифлеем и каждения": в них специально объясняется, как истина о погребении и успении Богоматери была доставлена из Ефеса в К.поль (перенесение книги, которая хранилась в Ефесе).

Ефесский культ предполагал отсутствие могилы Богородицы и отсутствие взятия на небо: по Ее просьбе, Иоанн Богослов погребает Ее в тайном месте рядом с Ефесом. в Гефсимании актуализировали другую традицию: могила есть, хотя тела все равно нет, т.к. оно на небе, но реликвии остались -- по образцу Христа, погребальные пелены.

поэтому относительно места праздника (Гефсимании) я думаю, что 440-е годы -- это очень и очень похоже на правду.

древнейшие рассказы об Успении (семейства "Ветвь от древа жизни"), хоть они и древние, и Гефсиманию упоминают, в середине 5 веке были откуда-то вытащены из полного забвения. видимо, они сохранялись только в предании каких-то сект. еще в конце 4 в. такой великий знаток и собиратель древностей, как Епифаний Кипрский пишет, что он пытался что-нибудь узнать о кончине Богоматери, но ничего не нашел.

----------
теперь относительно даты -- ради чего я и завел этот базар.
праздник изначально (согласно древнейшим транзитусам) предполагал трехдневный цикл.
древнейшая из "работающих" до сих пор дат его начала -- 9 августа (до сих пор в копто-эфиопской традиции).
древнейшая из достоверно известных дат -- 8 августа.

8 августа в эфиопском богослужении (но уже не в синаксаре) сохранился праздника "собора" -- собора апостолов перед Успением. это, вообще-то, согласно транзитусам "Ветви", второй день праздника (первый -- когда Богоматерь узнает от ангела о кончине, второй -- когда собираются апостолы в Сионе, третий -- когда происходит успение, погребение и взятие плоти на небо, всё это в один день; в древнейших редакциях именно так).

это предполагает, что первый день праздника -- 7 августа.

что мы имеем на эти дни:

7 августа 453 года, ради (неназванного) великого праздника, Петр Ивир решается впервые совершить епископскую литургию в своем граде Маюме. -- тогда подтверждается интуиция М. ван Эсброка, что это было Успение (хотя не подтверждается данное им обоснование этой даты).

и тогда понятно, что цикл 7-9 августа -- старше 453 года, вполне мог восходить к 440-м гг.

8 августа 449 года начался Второй Эфесский собор ("Ефесский разбой" -- как назовут его в Риме). впервые порвали с четкой традицией приурочивать вселенские соборы к Пятидесятнице (традиция была четкой, хотя соблюдалась не вполне четко по техническим причинам; так еще во время первого Ефесского собора в 431).

если это дата собрания апостолов к Богоматери (второй день праздника Успения)--то все как раз: собор ведь собирался именно для защиты Богоматери.

правда, при этом игнорируется собственная дата Успения по ефесской традиции -- 23 мая (Бог весть, откуда она взялась; для меня загадка). но ведь собор собирал не епископ Ефеса, а император -- Федосий мл., вкупе с церковными партиями и Евдокии, и Пульхерии.

так что, вроде, всё сходится: цикл Успения в Гефсимании появляется на 7-9 августа в 440-е годы, ранее 449.

почему были выбраны именно эти даты -- особый разговор. думаю, что произошла интерференция культа Богоматери и Софии Премудрости Божией (она заметна уже у Исихия Иерусалимского в 420-е годы), т.к. 1-8 августа в Иерусалимском календаре были связаны с культом Софии и мучеников Маккавейских. вопщем, с этим-то разобраться можно.

а вот в чем трудность: как эта дата связана с Успением 16 и 18 января (дополнительная дата Успения в копто-эфиопской традиции и единственная дата Успения в некоторых западных традициях, соответственно). реконструкция МвЭ (Dormition chez les Coptes), мне кажется, не работает; по кр. мере, не работает в полной мере.
---------
как это влияет на атрибуцию Дионисия Ареопагита:
дата видения ангельских иерархий Иоанна Евнуха не определена, но похоже, что дело было незадолго до Халкидона. так что вполне могло быть "новое" Успение или даже само установление этого праздника.
отнесение известного пассажа DN к Успению эксплицитно только в схолии Иоанна Скифопольского, которая датируется интервалом 537--543. но теперь у меня получилось, что HistEuthym, которая уже цитирует этот пассаж, -- не позднее 515, т.е. предельно близко к дате оформления Корпуса (ок. 500 или даже чуть позже). столь раннее упоминание Корпуса именно в халкидонитской (да еще и такой "архаичной") среде -- очень в пандан к рассуждениям МвЭ о халкидонитстве среды тех учеников Петра Ивира, которые создали культ Дионисия. в 528 Корпус цитируется Севиром Антиохийским, но Севир -- тоже непосредственный ученик Петра Ивира. (528 годом датируется по колофону уже ркп. сирийского перевода Севира; само произведение -- против Юлиана -- должно было быть написано на неск. лет раньше; переводы на сирийский делались почти сразу после публикации на греч.; т.о., цитата у Севира м.б. датирована ок. 520-525 гг.).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments