Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Параскева и культ пятницы в исламе

после некоторых тезисов по "Сказанию о 12 пятницах" (1, 2, 3), нужно сказать о культе персонифицированной Пятницы (Параскевы).
Житие Параскевы в древнейших редакциях представляет собой
три серии рассказов о том, как она страдала при трех разных царях, переходя с место на место, причем, в первых двух случаях она обратила в христианство соответствующие страны, а в третьем не обратила и приняла мученический венец.
никакой эксплицитной географии в тексте. но едва ли тут речь может идти о чем-то, кроме этапов проникновения христианства в государства Аравии.
имена царей -- 1) Антонин (тогда это дата для Passion épique, сразу за Адрианом...), но м.б., Антоний; 2) вообще непонятное, т.к. сильно варьируется, 3) Асклепий.

однако, четкая география появляется в эпизоде со вторым царем:

она ругает его "аравийским волком" (а не каким-то другим), и этот царь передает ее для дальнейшего выяснения отношений местному богу-змию, которого она побеждает.
это несомненная Аравия и даже, пожалуй, Награн.

культ змея там был, причем, в эфиопские предания этот культ (змея Arwe) вошел как та религия, вместо которой царица Савская приняла ветхозаветную. конкретно о Награне сохранилось предание (у мусульманского историка), что там почитали какого-то змея, давая ему судебную функцию (еще до обращения Награна в иудаизм).

основной культ у всех этих царей -- Аполлон и Артемида, причем, Артемида является "матерью богов" (каковой она отнюдь не является в греческой мифологии).

в Аравии как раз и были высшие божества -- мужской и женский бог солнца (это по новейшим реконструкциям; раньше считалось, что мужской был богом луны). Ilmaqah и Shams. Шамс (богиня солнца, в отличие, правда от Артемиды, которая богиня луны) -- таки да, матерь богов.

но плюс еще во времена Александра Арриан упоминает большой храм Артемиды (как он ее идентифицировал) на острове напротив современного Кувейта. надо подумать о возможности плавания по Персидскому заливу и уже оттуда в Химьяр...

имя царя Асклепия, скорее, должно относиться к культу Асклепия. в Аравии подобного культа не было, но зато это была официальная идентификация главнго бога Финикии, Eshmun (в большой степени населенной арабами) с ее главным городом Триполи (совр. Ливан, а не Ливия; конгломерат Тира, Сидона и Арвада -- Антиохии Пиерийской). ближайшая агиографическая параллель -- Деяния Леонтия из Триполи, который побеждает бога Асклепия (конец 5 в.; редакции первой пол. 6 в.; о его досье статья МвЭ в СЕ).

похоже, что Параскева совершает турне вокруг Аравийского полуострова. впрочем, первый пункт мне пока неясен, хотя дальше Награн и Триполи -- очень похоже на то.

имя второго царя мб. как-то связано с локальным арабским божеством. надо будет еще подумать.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments