Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

психиатрия, модальности мышления (и лингвистика)--4

Beyond Cinque, однако

в предыдущей серии мне задали совершенно резонные вопросы: а точно ли у первобытных народов прямо такое уж неразличение субъекта и объекта? вроде бы, это нужно догматически выводить из отождествления "первобытного мышления" и мышления при шизофрении, но... как-то не очень выводится.

и вот я чего подумал.

даже при шизофрении утрата модального мышления происходит не сразу. на ранних стадиях всякие "соскальзывания" -- это еще не утрата оного, а лишь нарушение. причем, конкретно derailment -- это не хаос, а замена одних логических связей другими.

это наводит на мысль присмотреться к первобытному мышлению -- и к первобытным языкам!

и тут мы сразу находим:

"женщины, огонь и опасные вещи" и прочие классы имен в языках австралийских аборигенов -- это ведь логические модальности, в точном соответствии с логическим определением модальности.

такие модальности малопонятны человеку с более-менее современным мышлением (будь он даже негром преклонных годов, носителем языка суахили), но от этого они не становятся логически менее четкими, хотя нам и трудно подобрать для них название на человеческом языке, а не на языке логических символов.

но для австралийских аборигенов эти модальности вполне отчетливы и стабильны.

в языках группы банту, где присутствуют классы имен, но между ними уже нет столь явных смысловых границ, эти модальности стерты. но, можно сказать, присутствуют "в следовых количествах".

в наших грамматических категориях рода имен они уже не присутствуют совсем. возможно, поэтому Чинкве не стал учитывать именные классы в качестве функциональных вершин. а, наверное, оно бы надо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments