Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

по следам столпников (1): Симеон Столпник старший (+ 459)

целью моего блиц-визита в Сирию была маленькая экспедиция по местам столпников -- не вообще всем подряд местам, а только тем, где что-то сохранилось от их столпов. возможно, постепенно (и после еще одной, как минимум, экспедиции) это оформится в некий международный исследовательский проект. меня тут интересует разное: и "межзаветный" бэкграунд, и поздние ответвления вроде (вдруг?) Троицкого придела Спаса на Ильине. начало было положено в прошлом году -- визитом к Симеону Столпнику младшему (это тоже Сирия, но на территории современной Турции). (текст с исправлениями от 7.02.2010).



на картинке -- внешняя стена храма, возведенного вокруг столпа самого первого столпника, св. Симеона Столпника старшего. паломничества к столпнику начались задолго до его кончины (459), но строительство храма стало возможно только после его смерти. великолепный и самый большой для этих мест храм строился в неопределенное точно время, но не позднее 490 года (и не ранее 476). это был великий проект императора Зинона и его отца духовного св. Даниила Столпника, который стоял на столпе близ Константинополя и был пророком Даниилом этой эпохи. это было самым большим церковным зданием, построенным при Зиноне, и, возможн, самым большим церковным зданием империи вообще (Св. София Юстиниана будет построена только в 537 г., а Св. София Феодосия младшего, по всей видимости, была меньше).
выходит (только сегодня до меня дошло), что этот храм -- главный монумент "Энотикона" Зинона; Зинона, как и Даниила столпника, не смущала, значит, общеизвестная приверженность Симеона к халкидонизму.
место это находится неподалеку (60 km по хорошей дороге) от Алеппо -- сирийского Санкт-Петербурга. место раскрученное и туристское, так что добраться до него не составляет никакого труда (в отличие от остальных мест столпников в Сирии).

храм выглядел, приблизительно, так, как на реконструкции в этом прекрасном обзорном ролике:
La basilique de St Siméon le stylite en Syrie

впрочем, может быть, он выглядел и не совсем так: ясно только, что столп оказывался в центре креста, под куполом. форма купола могла быть и другой (например, такой, как в мечети Аль-Акса в Иерусалиме: говорят, этот купол копировал купол Анастасиса на Голгофе, который в 7 веке выглядел именно так). во всяком случае, к 560 году, когда эти места посетил церковный историк Евагрий Схоластик, никакого купола уже не было -- его снесло одним из землетрясений в первой половине 6 века. храм св.Симеона был самым величественным в этих местах, и вполне мог ориентироваться на иерусалимский Анастасис.




(фото вверху:) храм с южной стороны.



(фото вверху:) храм с запада на восток: на заднем плане апсида, в середине -- столп. монолитное основание столпа сохранилось на своем месте. 



весной 1938 г. немецкая археологическая экспедиция Krenker'a идентифицировала один из камней как обломок столпа и поставила его на историческое основание. форма обломка далека от исконной цилиндрической: виноваты паломники. они откалывали кусочки и, видимо, растащили бОльшую часть обломков; основание столпа они тоже изгрядно подгрызли.

теперь я углублюсь в технические детали. в самом основании столпа выдолблены желоба (вот еще фото: здесь, здесь, здесь и здесь). это окончание системы канализации, к которой вела сверху деревянная труба (по всей видимости; бывали канализационные трубы и керамические, как в египетском монастыре Келлий, но у столпников, вроде, следов керамики не обнаруживается) ; вероятно, эти сточные желоба также закрывались чем-то деревянным. 



конструкция столпа Симеона Старшего не очень видна из этих руин, но у нас еще будет другой столп, где всё понятнее. столп был устроен, в общем, так: высокая каменная башня на каменном основании (у св. Симеона она надстраивалась за 36 лет его стояния, 423--459, достигнув, как говорят, чуть ли не 18 метров); верхняя каменная секция заканчивалась крестовиной, выдолбленной в камне. туда укладывалась деревянная крестовина из двух бревен, а на ней -- что-то похожее на корзину воздушного шара, но тоже из дерева, круглой или восьмигранной формы, площадью около 4 м2.
как-то так (это изображение 6 века, из сувениров для паломников; хранится в Лувре):


а почти от самого столпа идет вот такой водосточный канал. находился ли он под полом или был сделан позже -- не вем. вообще говоря, в церковном дворе сохраняется действующая система водостоков, что при местных дождях явно нелишне.



с западной стороны собора начинается обрыв: 



вид вниз от колонн с предыдущей фотографии. видна дверь в какое-то нижнее помещение с водопроводом:



стены обрушились в результате землетрясений и прочей ветхости; место, однако, всегда было почитаемым. но так получилось, что больше оно почиталось у монофизитов и конкурировало с православным местом почитания столпника -- Симеоном Младшим. это ирония судьбы: Симеон Старший был не просто сторонником Халкидона, а чуть ли не единственным его по-настоящему авторитетным защитником в 450-е годы (остальные защитники были такими, что туши свет, -- вроде Феодорита Кирского, например). именно к нему поехала советоваться экс-императрица и уже монахиня Евдокия, уже успевшая осудить Халкидон, и он ее каким-то образом переубедил. впоследствии всё это сыграло какую-то роль в раскладах эпохи "Энотикона" Зинона (482). но главное -- что храм на месте подвигов Симеона был построен тогда, когда политика Энотикона была в самом разгаре, как раз в последние годы царствования Зинона. фактически это было одним из святилищ веры Энотокона, которая еще позже, в правление Анастасия (особенно в период с 505 по 512), была реинтерпретирована в духе жесткого антихалкидонитства (монофизитства). после реставрации халкидонизма при Юстине и Юстиниане (с 518 г.), несмотря на то, что реставрировалась фактически вера "Энтикона", это святилище так и не удалось окончательно реинтерпретировать в халкидонитском смысле; оказалось легче завести новое неподалеку (в нескольких десятках километров к северу -- где стоял Симеон младший).

(это неожиданный для меня результат поездки: я думал просто о столпниках, а заехал в "Энотикон" -- в эпоху, которой больше всего занимаюсь в последние годы.)

на снимке ниже видно, как покосилась колонна:



резьба в апсиде. даже сейчас видно, что собор был украшен очень красиво. 



эти дырки в алтарной стене -- для крепления мраморной облицовки. такая облицовка была только в алтаре.



по одним данным здесь были кельи монахов и хозяйственные помещения, а по другим -- здесь останавливались паломники; Аллах знает лучше. стена справа -- реконструкция (как мне показалось), но из подлинных каменных блоков. кусочки древней конструкции разложены по порядку экспедицией Чаленко (французский археолог русского происхождения) в 1950-е годы -- для будущей реставрации, аналогичной тому, что было сделано в Эфесе.



в северо-восточной части располагалось кладбище. здание на заднем плане -- монашеская усыпальница (пишут, что костница, но там было и несколько саркофагов).



"костница" внутри: по всему периметру стен -- дырки от саркофагов. прямоугольная дыра в полу -- спуск в подвал.



храм со стороны кладбища:



вид из северных дверей в середину храма.



В Х веке вокруг монастыря построили крепостные стены с 27 башнями, он стал называться крепостью Симеона. вид с башни на дорогу, ведущую к монастырю: 



а это вид на юг. отсюда приходили паломники. к монастырю вела улица Via Sacra -- священная дорога (сейчас не используется). на фото конец дороги, место входа в монастырь: 



а это начало Via Sacra -- триумфальная арка. она была поставлена в паре сотен метров от начала дороги на монастырь из селения Thelanissos (Феланисс), около которого обосновался Симеон. если посещать монастырь с экскурсией, то эту арку невозможно увидеть: она не входит в музейный комплекс и находится с противоположной стороны от той, куда подвозят туристов. но раньше именно с этой стороны кипела жизнь. неподалеку от развилки на монастырь Св. Симеона в Феланиссе расположилось еще несколько монастырей 6--10 вв., руины которых можно посмотреть (что-то не нахожу сейчас снимков; если найдутся, добавлю; но я их особо не смотрел, т.к. не интересовался):



здесь еще одна фотография арки. а вот тут поближе: видны ступени, по которым поднимались паломники:




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments