Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

по следам столпников (hors de série)

опять посмотрим на это таинственное здание:

(одна из апсид храма Св. Симеона Столпника Старшего).

суммирую бонусы от изучения столпников -- т.е. то для меня важное, что тут ловится, помимо столпничества как такового.


храм Св. Симеона

1. здание храма Св. Симеона. о нем нет никаких прямых сведений в письменных источниках, но понятно, что это эпоха Зинона, и понятно, что такое огромное здание (превосходящее все постройки не только того же времени, но и все прежде бывшие) не могло быть построено без прямой императорской поддержки (это еще Чаленко прояснил).

2. т.о., это главный храм Империи эпохи Энотикона -- поэтому, кстати, мог не сохраниться текст проповеди на освящение этого храма (такая должна была состояться обязательно, это неукоснительный обычай эпохи; и эта проповедь -- главный идеологический документ, объясняющий смысл постройки), не говоря уж об остальных документах.

(если бы я писал роман из той эпохи, я бы поместил именно в этот храм золотые скрижали с текстом "Энотикона", существование которых было мною заподозрено -- в качестве гипотезы -- на основании сирийской версии Чуда мучеников Гурия, Самона и Авива).

3. отношение Даниила Столпника к строительству храма более чем вероятно, но все же его Житие упоминает о другом факте (гл. 56, если память не изменяет: Даниил просит имп. Льва перенести мощи Симеона из Антиохии в К.поль и построить для них мартирий -- что и было выполнено: мощи были перенесены, видимо, частично, а мартирий этот больше никак не прослеживается ни археологически, ни в письменных источниках; но, в любом случае, этот мартирий был в К.поле). УПС: оказывается, саркофаг сохранился в Арх. музее Стамбула, там надпись, прочитанная Грабаром с поправками Леруа; а о мощах сообщает Евагрий Схоластик, который им поклонялся.

4. причины исчезновения упоминаний о храме -- видимо, в том, что основные документы принадлежали грекоязычной среде (т.к. всё шло из К.поля), но там относительно вскоре (518) состоялось damnatio memoriae Энотикона и, следовательно, идеи данного монумента. а к сирийцам эта идеология не успела протранслироваться (она не обязательно должна была успеть; местный культ в Тель-Нешине был довольно самодостаточным и изолированным даже от -- грекоязычной -- Антиохии, с ее собственным культом Симеона).

почитание пятницы в исламе и вообще христианский бэкграунд ислама

в 6 веке мы видим, что в христианском мире, особенно в его околомонофизитской части, весьма распространяются идеи пятницы как дня упразднения от дел, хотя и ради поста. об этом я готовлю большую статью в наш сборник по происхождению ислама.

но вот теперь в 5 веке мы видим, откуда ноги растут: на греческой почве самое раннее упоминание о таком почитании пятницы в Житии св. Авксентия Вифинского (+ 470), но там оно делается со ссылкой на учение Симеона Столпника, причем, этот эпизод идет рядом с другим, где рассказывается, как кончина Симеона была открыта Авксентию в видении.

это льет еще больше воды на мельницу сирийских (а не только аравийских) корней ислама (остальной материал про пятницу, хоть и связан отчасти с Аравией -- особенно культ Параскевы Пятницы, -- но тоже уходит корнями в Сирию). гетерогенность происхождения ислама -- это один из ключевых пунктов нынешнего "критического" ("неклассического") испамоведения и одна из красных нитей нашего будущего сборника.


традиция Watchers (εγρήγοροι) как добрых ангелов и посредников в передаче Закона

для 5 века она очень архаична (обычно эти "эгрегоры" у византийских авторов фигурируют только в качестве падших созданий, как в 1 Енохе и Юбилеях, которых цитируют виз. хронисты). подробно об этой традиции см. мою статью (в печати) в ближайшем номере Journal for the Studies of Pseudepigrapha. там последним по времени автором, у которого она прослеживается, указан как раз автор 5 века и сириец (хотя грекоязычный) -- Феодорит Кирский.

она, однако, вполне эксплицитно представлена в сирийской части агиографического досье Сим. Столпника: в Житии он сам сравнивается и вводится в круг "бодрствующих", т.е. этих самых эгригоров, а в мемро Иакова Саругского его кончина описывается как сцена принятия его души эгригорами на небо...

(всё это, конечно, важно для понимания корней монашества в "интертестаментарном" периоде).

UPDATE ad WATCHERS: абалдеть! из текста сир. жития А видно четко (а из мемро Иакова Саругского -- нечетко, но тоже видно), что относительно Watchers именно "та самая" моя традиция, связанная с Даниилом, которая мною реконструирована на основании армянского фрагмента Папия Иерапольского. теперь придется писать добавление к собственной статье (т.к. статью уже не изменить, хотя еще не опубликована)!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments