Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

по следам столпников (hors de série): остановка у Мар Марона



столпники в течение 6 века распространялись по всем радиусам от Симеона. так, СС младший -- это не очень-то уж и далеко на запад (но уже в Антиохийском регионе). но важны направления на север и юг. за недостатком времени был выбран только север, т.к. там от столпников больше материальных остатков. и еще такой бонус, о котором пойдет речь здесь. это Брад (براد) -- сирийская деревня, где живут, кажется, курды (по кр. мере, в этих местах живут всё больше курды), а бывший довольно значительный город. на карте показать не могу, слишком мелко.  дорога туда тупиковая и до конца не асфальтированная до сих пор. здесь мы смотрим памятники самого Брада (хотя цель визита сюда состояла не в них). главный из них -- место погребения Мар Марона, подвижника сирийского (умер около 410 года, личность легендарная -- т.е. человек такой был, и он был подвижник, и на этом историческая часть истории заканчивается).

на фото сверху -- наиболее охраняемая и почитаемая часть руин храма св. Иулиана, 5 века. в этом приделе огромного храма был похоронен Мар Марон (подвизался он в другом месте, тоже не особо далеко; там свой мемориал, но я туда не ездил).


вот апсида того же предела:





мощи св. Марона не обретены. чуть левее того, что изображено на фотографии сверху, находится то, что изображено на фотографии снизу. видно, что в куче обломков (отчасти запечатленных вверху) находится каменный саркофаг. очевидно, он и считается саркофагом Марона.




за забором, прямо напротив мартирия Мар Марона, -- современное церковное здание (с крестом на фронтоне). это современная церковь маронитов. марониты в этой деревне не особо живут, но, видимо, это у них место паломничества. в обычное время, как мы смогли заметить, их церковь служит местом отдыха поселковой администрации. но рядом с церковью (не видно на снимке) всякие помосты и навесы, из чего можно понять, что тут бывают торжественные богослужения под открытым небом. 

на снимке местные представители государственной власти расспрашивают нашего таксиста. надо сказать, что допрос был ему подробный, а у нас спросили паспорта, которые как раз оказались в отеле на регистрации. но, как нам и обещали в отеле, проверяющие удовлетворились визиткой отеля, однако, переписали все имена и телефоны, так что, я думаю, пока мы там довольно долго ходили, они успели созвониться. чувствуется, что в Сирии действует военное положение; в частности, в этой местности много стратегических высот за колючей проволокой, близка турецкая граница и т.д.; однако отношение к приезжим очень корректное, а к русским и вообще хорошее (правда, в Браде, кажется, никогда не бывало русских). в Браде мы нигде не ходили одни: всюду нас сопровождал местный житель, тот или иной, который как бы что-то показывал, но заодно и присматривал. (не знаю, как было бы путешествовать по Сирии с американским паспортом, а с русским -- прекрасно; к сожалению только, в нем не должно быть никаких отметок о пересечении границы Израиля или даже отказа в израильской визе, причем, это вполне формальный закон, чтобы таких в Сирию не пускать. в Израиле, говорят, подходят гуманнее: виза Сирии служит лишь поводом для разговора с офицером на границе, однако, обычно пускают).



это общий вид храма Св. Мученика Юлиана:





это он же. видно, что много обломков на месте. из них наверняка можно было бы нечто собрать обратно..





совсем рядом, через дорогу, рядом с новым маронитским храмом, находится храм Богородицы, 6 век:





а это он изнутри. поражаешься, какой значительный церковный центр был тут в 5-6 веках. вероятно, он был связан с первоначальным почитанием Мар Марона, когда еще не существовало "маронитов". 
марониты как отдельная деноминация оформились в 7 веке. это сирийские халкидониты, которые настаивали на монофелитском учении, причем, неизвестно, откуда они его почерпнули: лично я допускаю, что будущий патриарх Сергий, посещавший, как известно, Сирию в 620-е годы, задолго до начала монофелитской унии (633), мог подцепить именно у будущих маронитов это учение, корни которого в 6 веке были очень даже прочными (о чем я написал в ИВФ). у маронитов впоследствии была сложная история: они попадали под влияние яковитов (особенно в 10 веке), а в 12 веке приняли унию с католиками (первая уния в истории католичества), которая, как показала проверка в 16 веке, не сопровождалась искоренением монофелитских доктрин. в 16 веке вышел скандал, за маронитами стали следить, а они сами стали писать монографии о своей всегда бывшей православности (как они выражаются, orthodoxie perpétuelle). про одну такую монографию М. ван Эсбрук мне как-то сказал: да, она интересная... для маронитов... mais les scientifiques elle fait rire ("но академических ученых она смешит")" в последние века центр маронитов находится в соседнем Ливане, но в Сирии, особенно в Алеппо, маронитов очень много. однако у маронитов сохраняется -- под католическими и яковитскими наслоениями -- очень древняя литургическая традиция, сравнимая (и местами близкая) с несторианской.





рядом сохранились подземные ходы. в правом из них прячется специальная норная корова. она выглядывала, но сфотографировать ее не удалось -- боялась и пряталась в пещеру.





неподалеку стоит римский мавзолей 2 в. по Р.Х.





но самое интересное находится чуть дальше. именно туда мы и направляем наши стопы. (на фото "самое интересное" показано уже с финишной прямой, через поля, а до места, где сделано фото, нужно было идти около километра по дорогам, которыми могут пользоваться только пешеходы и животные):

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments