Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

по следам столпников (3): Брад, монастырь

продолжаем про город Брад (древнее сирийское название -- Барада), расположенный не особо далеко к северу от монастыря Св. Симеона Столпника, но значительно выше в горах (часть дороги туда из монастыря Симеона -- горный серпантин, так что хоть и 8 км, но ехать не так уж быстро).

примерно в паре километров от храма Иулиана (ПОПРАВКА:не св. Иулиана, а просто Иулиана: это имя того, кто переделал языческий храм в христианский на самом рубеже 4 и 5 веков) сохранились башня, в которой жил отшельник, и остатки столпа, на котором подвизался столпник. эта фотография сделана примерно на полпути: видно, как заканчиваются внутренние улицы Брада (если их можно так назвать) и начинается чисто поле. видны руины еще одного храма. его вероятная датировка -- 7 век, посвящение неизвестно (хотя, как я понял, местные жители и марониты считают его богородичным).







вот эти развалины анфас. спиральный орнамент между окнами считается особой достопримечательностью.





кончается улица, выходим на пастбище. пастбища в этих местах разгорожены такими изгородями из камней. камни никак не скрепляются. при необходимости пересечь такую изгородь наш проводник из местных жителей (на фото слева) разбирал ее парой изящных ударов ноги. на горизонте -- вовсе не трансформаторная будка и не водонапорная башня, а башня отшельника. 





вот монастырь -- на горке в чистом поле, совсем без дорог вблизи. о монастыре нет совершенно никаких письменных известий, даже надписей -- хотя видно, что он был весьма значительным. увы, так бывает. датировка только примерная, по архитектуре -- 6 век. история монастыря реконструируется как первоначально место столпника и учеников при нем, живших в хижинах. затем, после смерти столпника, монастырь разрастался около его мощей. церковь строилась как мартирий с саркофагом (не сохранился, но археологи идентифицировали место, где он стоял). 

справа от меня -- наш проводник (курд; антропологически местные жители не похожи ни на арабов, ни на сирийцев, всего их в деревне живет около сотни человек), которого к нам "приставила" местная то ли власть, то ли общественность. он, конечно, очень помог -- без него мы бы блуждали по этим полям целый день, и еще неизвестно, с каким успехом. в конце мы попытались дать ему денег, но он наотрез отказался.

Брад до сих пор по-настоящему археологически не изучался, хотя важность этого site archéologique была осознана в 1930-е годы. тогда им решили заняться вдвоем оба корифея ближневосточной архитектуры -- Чаленко и Лассю, у которых была база неподалеку, в монастыре Св. Симеона Столпника. они даже успели сделать сюда какой-то разведочный заезд, но тут их застиг 1939 год, когда война накрыла все эти проекты медным тазом. затем они работали по отдельности и не имели случая всерьез заняться Брадом. Прекрасная троица францисканцев в начале 1970-х исследовали монастырь подробно (описав его не в книжке 1976 г. о сирийских столпниках, а в книжке 1987 о сирийских затворниках, Reclus syriens), но без систематических раскопок, которые бы здесь очень не помешали!





по дороге несколько раз встречались такие вот колодцы разной степени сохранности. в книжках пишут, что многие из них -- с 6 века или раньше; часто они используются до сих пор.





монастырское здание. кажется, его идентифицировали как гостиницу для паломников.





вид со стороны столпа на башню и храм. за башней -- здание, которое было на предыдущем фото. башня считается 6 века. еще одна типичная форма сирийской аскезы -- затворничество, но именно в башне, высоты изрядной. кажется, символика тут сходная со столпом, особенно если вспомнить, что в семитских языках "столп" и "башня" -- одно и то же слово, которым, вдобавок, в интертестаментарный период, начиная уже с 1 Еноха, обозначается храм. 





сама башня с обратной от входа стороны. наверху окно.





вид из дверей башни. сами двери и окно над ними -- вот здесь. А здесь -- камни на дне башни.





башня изнутри. перекрытия были деревянные.





неподалеку сохранившаяся часть канализационной системы монастыря.





а это подножие столпа, и человек для масштаба (эталон человека, которым мы уже измеряли глубину купели в баптистерии у св. Симеона). на заднем плане хорошо просвечивает каменная изгородь. фото второй половины подножия столпа здесь. на подножии столпа можно различить дренажные канавки; это канализация для столпника.





на этом снимке видно много всего. на первом плане -- подножие столпа и на нем обломки столпа. слева -- руины монастырского храма (посвящение его неизвестно). справа видны два как бы кресла (здесь покрупнее); если не ошибаюсь, именно их археологи идентифицировали как точила (давильные прессы); тока я сам в этой технике не разбираюсь совершенно. на монастырской территории рядом со столпом всякие камни; это кладбище. а на дальнем плане -- Брад, точнее то, что из него получилось сегодня.





вот тут видно получше и кладбище, и Брад (монастырь на довольно высокой горке).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments