Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

вопрос только к эрудитам

связано с Ареопагитом.

в некоторых календарях мы имеем устойчивую корреляцию между памятью Петра Ивира или Дионисия Ареопагита и некоего Карпа.

в одном случае -- это (ни много, ни мало) вся копто-эфиопская традиция, где Петр Ивир вместе со своим учителем аввой Исаией празднуется 13 октября, вместе с более древней (и византийской тоже) памятью муч. Карпа (епископа) и Папилы и с ними пострадавших.

в другом случае -- это один сирийский календарь, довольно древний и со следами сильного греч. влияния, где Дионисий Арепагит праздниуется 3 декабря (sic!) вместе с памятью сирийского епископа-мученика 4 века Карпа, епископа Цуры в Тур-Абдине (в том же календаре память Петра Ивира 1 декабря, в его день смерти; древний праздник Петра Ивира, описанный в его Житии, включал три дня: 30 ноября, 1 и 2 декабря, так что 3 декабря -- это непосредственное продолжение праздника Петра).

имя Карпа фигурирует в Ареопагитиках, где это то ли епископ, то ли священник святой жизни, имевший видение о необходимости милосердия к отпадающим от Церкви (Послание 8,6).

Карп из Арепагитик -- якобы, знакомый Дионисию, который был у него на Крите. Иоанн Скифопольский комментирует, что этот Карп -- упоминаемый ап. Павлом в 2 Тим., но нигде нет предания (по моим сведениям) о связи этого Карпа с Критом (обычно считается, что он проповедовал во Фракии и был епископом Верии). в других случаях (Тимофей, Гаий, Тит -- см. ниже) Ареопагит обыгрывает именно традиционные локализации мест проповеди известных апостолов, а вот тут какой-то зачем-то Крит.

с Критом связана также адресация Послания 9 "Титу иерарху" -- т.е., очевидно, первому епископу Крита апостолу Титу.

важность Крита для Ареопагитик хорошо коррелирует с тем, что мы знаем о среде Петра Ивира в Палестине как до, так и вскоре после его смерти. там был важный монастырь Урвикии и ее родного брата Евфрасия, которые были детьми некоего епископа с Крита. в этом монастыре появился знаменитый епископ-исповедник Епифаний, бежавший из Памфилии, один из главных авторитетов в антихалкидонитской среде, впоследствии рукоположивший в пресвитерский сан Севира Антиохийского (который был монахом в монастыре Петра Ивира вскоре после его смерти, где-то в 491). когда от Урвикии потребовали принять Халкидон, она сказала, что не может переступить клятву ее духовного отца, почившего к тому времени, -- св. монаха Тимофея с Крита. Урвикия, ее брат и Епифаний бежали из Палестины (это было где-то около 480 или чуть раньше), но в эпоху Энотикона вернулись и обосновались в Маюме, в Газе (в епархии Петра Ивира). (обо всем этом -- у Иоанна Руфа, биографа Петра Ивира, в Плирофориях 44; плюс в Житии Севира Захарии Схоластика).

так что значимость Крита в окружении Петра Ивира при его жизни и после смерти вполне соответствует уровню Ареопагитик.

НО ПОЧЕМУ КАРП ? почему не хватило Тита? если тут параллель с Ефесом (Ареопагит пишет Тимофею как действующему епископу Ефеса и Гаию -- будущему второму епископу -- как еще не епископу), то все равно откуда взялось имя Карпа? (традиционно имя второго епископа Крита неизвестно).

мне кажется несомненным, что память Карпа 13 октября и 3 декабря, хотя это совсем другие Карпы, присоседилась к нашим героям именно по тождеству имени. но, по-моему, должна быть и какая-то традиция насчет Карпа и Крита.

вот о ней и вопрос.

-------
для справки: епископа Крита (Гортины -- главного из епископов Крита; всего количество епископов Крита бывало в 6 веке разным, но где-то не более шести), который подписал и Деяния "Ефесского разбоя" в 449, и Деяния Халкидона в 451, звали Мартирий.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments